0
3937
Газета Культура Печатная версия

09.03.2021 19:10:00

"Исход горькой воды" как символ завершения пандемии

На Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета размышляли об одиночестве и праздновали победу над коронавирусом

Тэги: сочи, международный фестиваль, юрий башмет, коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

сочи, международный фестиваль, юрий башмет, коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация Евгений Миронов в образе Гамлета. Фото Алексея Молчановского/Русское концертное агентство

Десятидневный фестиваль в Сочи, давно уже ставший визитной карточкой города, в этом году без преувеличения носил пометку «невозможное». В условиях пока еще не завершенной пандемии и 30-процентной заполняемости зала Зимнего театра (главной площадки форума) организаторы, отказавшись от привычных сегодня онлайн-трансляций, представили зрелищные концертные программы с участием российских и зарубежных звезд, а также трех коллективов маэстро Башмета: «Новой России», «Солистов Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра.

Как и прежде, в рамках Образовательной программы действовали три департамента – инструментальный, вокальный и народных инструментов с участием мировых коучей; состоялись Турнир поэтов, финал Международного конкурса имени Шнитке и Рихтера, Школа молодых журналистов и впервые Школа молодого продюсера. Такое грандиозное культурное изобилие, с каждым годом притягивающее к себе все больше публики, словно символизировало долгожданное полноценное возвращение к привычной концертной жизни. О внезапной паузе прошедшего года напомнила лишь выставка инсталляций лаборатории видео-арта (куратор – Антонио Джеуза), в которых обыгрывалась тема самоизоляции и одиночества.

Программы фестиваля традиционно охватывали практически все музыкальные жанры и стили вплоть до сочинений, написанных сегодня, однако ставка, очевидно, делалась на репертуар для широкой публики. Так, на концерте Viva Opera три выдающихся артиста – бас-баритон Ильдар Абдразаков, солистка Михайловского театра меццо-сопрано Олеся Петрова и новая прима Мариинского театра Елена Стихина – презентовали всеми любимые оперные арии и дуэты от «Дон-Жуана» Моцарта до «Гранады» Агустина Лары, завершив этот оперный парад импровизированным исполнением эстрадного хита Эрнесто Куртиса «Мне не забыть тебя». Другое соприкосновение с миром оперного искусства у сочинцев случилось еще на открытии, где выступила также не нуждающаяся в представлении сопрано Аида Гарифуллина. Впрочем, на Зимнем фестивале «серьезная» музыка последовательно сменялась «легкой», будь то вечер джаза во главе с трубачом Вадимом Эйленкригом или вечер фламенко с испанской певицей Марией Эредией.

Важнейшей особенностью фестиваля было и есть присутствие в программе нескольких мировых музыкальных и музыкально-драматических премьер. В этом году это целых три спектакля, среди которых один еще до показа обратил на себя пристальное внимание. Пятая по счету коллаборация Юрия Башмета, режиссера Марины Брусникиной и актера Евгения Миронова была посвящена Гамлету, точнее, новой интерпретации бессмертной шекспировской трагедии. Миронов уже был в образе Принца Датского в спектаклях Питера Штайна и Робера Лепажа: в статичной версии Брусникиной (на сцене лишь оркестр «Новая Россия» и экран с проекцией лица актера) он читал монологи за всех главных персонажей – но не по-театральному пафосно, а, наоборот, просто и естественно, отчего даже знаменитое «Быть или не быть» заиграло новыми смыслами. Другой неотъемлемой составляющей «Гамлета» стало звучание фрагментов из музыки Дмитрия Шостаковича к спектаклю Николая Акимова, поставленному в Вахтанговском театре в 1932 году, и музыки к одноименному фильму Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли (1967): было любопытно сопоставить сочинения молодого и уже зрелого композитора, автора нескольких масштабных симфонических полотен.

Закрытие Зимнего фестиваля искусств получилось мощным и громким во всех смыслах. Прежде всего благодаря премьере бельгийского композитора Патрика де Клерка – забойному концерту для симфонического оркестра и двух электрогитар в стиле метал (соло исполнил сам автор и гитарист Ён Холохан), отчего на какое-то время сцена Зимнего театра превратилась в рок-площадку; на той же волне Юношеский оркестр сыграл свой «коронный» номер – «Болеро» Равеля. Прозвучали Виолончельный концерт Шумана и Скрипичный концерт Глазунова (солисты Йенс Петер Майнц и Татьяна Самуил), а также бесспорное украшение концертных программ – «Джазовая сюита» Александра Цфасмана: любимые публикой «Снежинки», изумительный по красоте «советский» вальс, полька в духе мюзик-холла и финал с говорящим названием «Быстрое движение» (солировал пианист Дмитрий Маслеев). А еще на закрытии отпраздновали победу над коронавирусом – именно такую идею заключала в себе пьеса «Исход горькой воды» Шарлотты Брей. Британский композитор, впрочем, отказалась от прямого воплощения замысла: никаких гимнов и ликующего до мажора, вместо этого – бесконечные диссонансы, которые, подобно сегодняшней ситуации, так и не были разрешены в нечто устойчивое. 

Сочи–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Дарья Гармоненко

Регионы, где введено однодневное голосование, могут пересмотреть процедуру волеизъявления

0
839
Эрдоган сообщил о готовности Турции стать площадкой для встречи Путина и Зеленского...

Эрдоган сообщил о готовности Турции стать площадкой для встречи Путина и Зеленского...

Юрий Паниев

Трамп допустил начало третьей мировой войны

0
1086
Музыкальная жизнь "Сириуса": только Крещендо

Музыкальная жизнь "Сириуса": только Крещендо

Марина Гайкович

Денис Мацуев и его проект – в рамках Большого музыкального фестиваля в Парке науки и искусств

0
1640
Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Анастасия Башкатова

Реальные пенсии в России перестали усыхать

0
2586

Другие новости