0
3994
Газета Культура Печатная версия

29.03.2022 18:05:00

Фестиваль "Виртуозы гитары" впервые прошел без приставки "международный"

Испанский "Аранхуэс" на российский лад

Тэги: Фестиваль, виртуозы гитары


Фестиваль, виртуозы гитары Артем Дервоед – солист и художественный руководитель фестиваля. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

В этом году ежегодный марафон гитарной музыки, пожалуй, впервые утратил свою приставку «международный». По словам художественного руководителя фестиваля Артема Дервоеда, это случилось буквально накануне старта – по известной причине иностранцы приехать не смогли. Помня, какой фурор в прошлом, еще пандемийном году произвели носители традиций испанской и аргентинской культуры – выдающиеся гитаристы, бандеонисты, – эта новость, конечно, огорчила поклонников аутентичного исполнительства. Однако за считаные дни, а возможно, и часы Дервоед собрал новую команду участников – известных российских музыкантов, и прежде всего специалистов в области гитарного искусства.

Так, музыку Хоакина Родриго, Астора Пьяццоллы, Мануэля де Фальи, Антонио Хосе на протяжении четырех дней в Московской филармонии представили гитарист Роман Зорькин и аккордеонистка Татьяна Зорькина, гитарист Ровшан Мамедкулиев, пианистка Полина Осетинская, виолончелист Александр Рамм и другие отечественные исполнители.

Фестиваль «Виртуозы гитары» уже в 16-й раз доказывает, что возможности этого инструмента безграничны: обширный гитарный репертуар позволяет познакомиться с музыкой малоизвестных у нас латиноамериканских и европейских композиторов от эпохи барокко до XXI века. На открытии – после торжественной прелюдии в виде Увертюры к опере «Итальянка в Алжире» Россини – прозвучал Двойной концерт Мауро Джулиани, одного из крупнейших представителей итальянской школы игры на гитаре. В сочинении, аранжированном российским современным гитаристом Никитой Кошкиным, отчетливо слышится плавный переход от классицизма к романтизму. Солисты – скрипач Гайк Казазян и гитарист Дмитрий Илларионов – по канону жанра концерта вступали в состязание, но у каждого инструмент получал сольное лирическое высказывание (партия скрипки и вовсе напомнила ми-минорный Скрипичный концерт Мендельсона). Любопытно, но роль гитары здесь не сводилась к фактурному аккомпанементу и к переборам аккордов (с чем она в принципе до сих пор у многих ассоциируется): напротив, композитор мыслил ее как самодостаточный и явно некамерный инструмент. Следом Госоркестр имени Светланова под управлением дирижера Михаила Татарникова погрузили публику в картины роскошного дворца испанских королей Аранхуэс. Концерт испанского классика Хоакина Родриго с одноименным названием – традиционную пьесу фестиваля, в которой солировал Никита Баранов, – публика по обыкновению встретила восторженно (особенно знаменитое Адажио).

Словно подчеркивая русский акцент фестиваля, на открытии прозвучала мировая премьера современного композитора и гитариста Дмитрия Бородаева. В Концертной фантазии на темы из оперы Бизе «Кармен» причудливо переплелись отголоски и мозаичные фрагменты самых узнаваемых мелодий – «Хабанеры», «Сегидильи», лейтмотива Кармен, Марша и хора мальчиков и т.д. Это была своего рода «Кармен-сюита», но уже не для балета, а для гитары (солист – Артем Дервоед). Искусная оригинальная инструментовка вывела на первый план тембры именно испанской музыки (действие оперы происходит в Севилье): кастаньеты, бубен и, конечно же, гитару. Этот лихой задор и атмосфера головокружительного праздника, ощущаемые в сочинении Бородаева, увенчали концерт-открытие фестиваля «Виртуозы гитары», в котором мы еще раз убедились, что выдающиеся музыканты способны играть все что угодно – и в самых стихийных условиях. 


Читайте также


Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4380
Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Владимир Дудин

0
2978
Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Елена Черемных

0
3266
Чудо движения

Чудо движения

Юрий Татаренко

О жизни стихов в моменте, тихом следе поэта и чувстве сопричастности

0
4163

Другие новости