На саммите ШОС в Тяньцзине президента РФ Владимира Путина встречали председатель КНР Си Цзиньпин с супругой. Фото Sputnik/Reuters
Визит президента России Владимира Путина в Китай имеет две основные цели. Во-первых, он является ответным на визит китайского лидера Си Цзиньпина в Москву в мае этого года, когда он присутствовал на параде и других торжественных мероприятиях в честь 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне. Тогда Си был фактически главным гостем, единственным из лидеров других стран «большой четверки» антигитлеровской коалиции, принявшим участие в торжествах бывшего союзника. Остальные сегодня считают Россию врагом и проецируют события сегодняшнего дня на историю, отказываясь вспоминать о временах сотрудничества.
В Китае 3 сентября объявлено Днем Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам как следующий день после подписания Японией капитуляции на борту американского линкора USS Missouri, когда в Китае впервые состоялось празднование этого события. Кто приедет на 80-летие этой китайской победы, пока не полностью ясно, но скорее всего западных гостей там тоже не будет.
К Китаю и в Европе, и в США также относятся довольно прохладно. Кроме того, многие не в восторге от современных китайских теорий о том, что Вторая мировая война началась с открытого нападения Японии на Китай в 1937 году, или даже с 1931-го, когда Япония захватила принадлежавшую Китаю Маньчжурию и образовала там марионеточное государство. А также от утверждений, что Китай понес в войне наиболее значительные потери и внес в победу основной вклад. Россия же на официальном уровне особых возражений не высказывает. Ведь и так всем известно, что японскую Квантунскую армию, оккупировавшую Китай, в августе 1945 года разгромили советские войска, да и не до возражений сейчас.
Между тем вопрос о начале Второй мировой войны и вкладе в победу из научного все больше превращается политический. В мае в Москве, согласно официальной китайской информации, Си Цзиньпин подчеркнул, что «80 лет назад наши народы ценой тяжелых потерь одержали Великую Победу, внесли неоценимый исторический вклад в дело мира и прогресса человечества». А сегодня «перед лицом негативной тенденции односторонних действий и силового диктата Китай готов вместе с Россией нести особую ответственность в качестве крупных мировых держав и постоянных членов СБ ООН, с чувством долга смело отстаивать правду об истории Второй мировой войны, стоять на страже авторитета и позиции ООН, решительно защищать интересы и права наших стран и всех развивающихся стран, сообща формировать равноправный и упорядоченный многополярный мир и инклюзивную, общедоступную экономическую глобализацию». Таким образом, оценка роли победы в той войне как в Китае, так и в России непосредственно связывается с ролью обеих стран в современном мире, признанием их роли в новом миропорядке, который они хотели бы создать, и становится важным идеологическом фактором легитимации сегодняшней политики. «Мелкие» исторические факты, говорящие о том, что Китай объявил войну Японии только 10 декабря 1941 года, а Германии и Италии – за день до этого, уже не имеют особого значения.
Сегодня поддержка Китая нужна России так же, как и поддержка России – Китаю. Поэтому присутствие Путина на параде в Пекине – не только дань уважения стране, которая действительно оттянула на себя значительные японские силы и, возможно, тем самым предотвратила открытие японцами «второго фронта» против СССР на Дальнем Востоке, но и демонстрация политического единства по целому ряду современных проблем.
Второе важное мероприятие, в котором принимает участие российский президент, – саммит, а точнее, заседание Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Тяньцзине. Почти за четверть века своей работы ШОС прошла большой путь, развиваясь «вширь» (за счет вступления новых стран-участниц) и «вглубь» (за счет создания новых институтов, например Региональной антитеррористической структуры).
Из трех основных направлений деятельности ШОС – безопасности, экономики и культурного сотрудничества – наибольших достижений удалось добиться в области безопасности. К настоящему моменту заключен ряд важнейших международных договоров, регулярно проводятся совместные военные учения. Особое значение имеет координация действий по противодействию международному терроризму. К проблематике безопасности также относятся такие направления деятельности ШОС, как борьба с наркотрафиком, информационная безопасность, проблемы нелегальной миграции.
Экономическое сотрудничество в рамках ШОС – тема наиболее сложная. Здесь организация еще не смогла достичь значительных успехов. На протяжении долгих лет эксперты и политики стран-членов говорят о необходимости создания Банка развития ШОС или другого механизма финансирования многосторонних межгосударственных экономических проектов. Но пока создана только общая договорная база: на ней осуществляется лишь несколько многосторонних проектов, в основном в сфере транспорта и логистики. На встрече министров финансов стран ШОС в июне этого года, согласно официальному сообщению, «была отмечена важность активизации консультаций по вопросу создания финансового механизма ШОС». Это, конечно, важно. Но подобные формулировки мы слышим уже 20 лет, а механизм все еще не создан.
Много говорится в ШОС о необходимости дедолларизации торговли и создании или использовании единой альтернативной валюты. В российско-китайской торговле этот вопрос решен: более чем в 90% сделок используется китайский юань. Однако даже не все члены ШОС согласятся принять китайскую валюту как замену доллару.
Важное направление – расширение состава организации, которая из «шестерки» превратилась в «десятку». Вступление Индии, Пакистана, Ирана и Белоруссии существенно увеличило потенциал ШОС как ключевого института евразийской безопасности.
Путин, выступая на заседании Совета глав государств в Душанбе в сентябре 2021 года, отметил: «ШОС по праву является одним из наиболее влиятельных центров многополярной архитектуры международного сотрудничества, вносит существенный вклад в обеспечение безопасности Евразийского региона, его устойчивого социально-экономического роста, в поддержание международного мира и стабильности в целом».
Геополитическая встряска 2022 года привела к серьезным структурным сдвигам в международной системе, которая, c одной стороны, еще более повышает значение ШОС, а с другой – является мощным стимулом для дальнейшего развития и трансформации этой организации. Происходящие сегодня коренные структурные изменения международной среды могли бы стать фактором глубокой трансформации ШОС, способствовать повышению ее эффективности. Россия крайне заинтересована в этом, так как ШОС способна стать одной из прочных опор многополярного мира.
Новые геополитические вызовы требуют от ШОС, возможно, постепенной, но решительной перестройки в сторону превращения во всеобъемлющую организацию в области безопасности. ШОС целесообразно развивать как главную институциональную опору системы комплексной безопасности в «Большой Евразии».
В новой геополитической обстановке, когда крайне необходимо сохранить все то позитивное, что было наработано ШОС за время ее существования, на первый план выходит именно задача интенсификации многостороннего экономического сотрудничества. В условиях, когда некоторые из государств пространства ШОС страдают от западных рестрикций, а другие опасаются вторичных санкций, углубление экономического сотрудничества с целью купирования этих угроз необходимо всем.
Другой потенциально важнейший проект – активизация созданного по предложению России «Энергетического клуба ШОС». Энергетическое сотрудничество в рамках ШОС обладает большим потенциалом, учитывая роль и вес полноправных и ассоциированных членов данной организации в международной энергетической архитектуре. Немаловажным является и активизация сотрудничества в области культуры и образования, например укрепление научно-образовательных связей в рамках Университета ШОС, который пока имеет виртуальный характер. Необходимо также развивать деятельность экспертного Форума ШОС как «второй дорожки» для формирования более широкой сети специалистов по компетенциям ШОС.
Таким образом, вопросов для обсуждения у российского президента и его коллег будет достаточно. Сам факт собрания лидеров государств незападного мира (шосовской десятки и многих руководителей государств – наблюдателей и партнеров ШОС по диалогу), конечно, имеет немалое символическое значение в условиях нынешних попыток изолировать многих из них. Но кроме символов хотелось бы видеть еще и конкретные дела, ведущие к реальному, а не символическому повышению роли этих государств в современном мире.
В Китае пройдут и двусторонние встречи, будут обсуждены проблемы российско-китайского сотрудничества. Как известно, эти отношения находятся на своем пике. Но это не значит, что нет вопросов, которые надо решать. Несмотря на антироссийские санкции и американские угрозы, Китай в августе даже увеличил закупки российской нефти. Однако объемы торговли в первой половине этого года несколько снизились, что может быть связано как с насыщением российского рынка некоторыми товарами, так и с опасениями вторичных санкций китайскими банками, из-за которых затрудняются денежные переводы между двумя странами.
Сохраняется, хотя и смягчается, визовый режим между двумя странами. Россия как направление для китайских инвестиций все еще уступает многим другим странам. Так что лозунги о великой дружбе, которые сегодня мы слышим повсюду, конечно, радуют душу. Однако конкретные технические проблемы тоже необходимо решать, чтобы радость эта получила солидную материальную основу.