0
92
Газета Печатная версия

23.11.2025 18:12:00

Трамп-2: инструкция по применению

"Окна возможностей" в отношениях РФ и США могут открываться и закрываться неожиданно

Андрей Кортунов

Об авторе: Андрей Вадимович Кортунов – политолог, эксперт клуба «Валдай».

Тэги: сша, трамп, второй президентский срок, особенности, внешняя политика, украинский кризис, концепция мирного договора, медийный хайп

Все статьи по теме "Специальная военная операция на Украине"

сша, трамп, второй президентский срок, особенности, внешняя политика, украинский кризис, концепция мирного договора, медийный хайп Президент США Дональд Трамп стремится выступить главным миротворцем в российско-украинском конфликте. Фото Reuters

Прошел год после победы Дональда Трампа на ноябрьских выборах и десять месяцев с момента его возвращения в Белый дом в январе этого года. Уже сейчас ясно, что второй срок лидера республиканцев будет сильно отличаться от первого. Трамп вернулся во власть лучше подготовленным, в его распоряжении оказалась более сильная и сплоченная команда, быстрее прошедшая утверждение в Сенате. Политическая программа Трампа сдвинулась в сторону большего радикализма по сравнению с 2017 годом. Да и мир в 2025 году сильно отличается от мира 2017-го. Растет число конфликтов и угроз международной безопасности, глобальное соотношение сил меняется не в пользу США, а те расколы внутри американского общества, которые только наметились восемь лет назад, успели превратиться в глубокие и труднопреодолимые пропасти. Сегодня уже можно делать предварительные выводы об особенностях второго президентского срока Трампа и о том, что эти особенности значат для России.

Тень Байдена. Конечно, и в годы своей первой администрации Трамп стремился максимально дистанцироваться от предшественников-демократов в лице Барака Обамы. Но его отношение к Джозефу Байдену гораздо более эмоционально – возможно потому, что, по мнению Трампа, именно Байден «украл» у него победу на выборах-2020. Вернувшись в Белый дом, Трамп объявил вендетту реальным и мнимым «байденовцам», преследовавшим и унижавшим его долгие четыре года. 

Для России такая одержимость Байденом имеет свои плюсы и минусы. Главный плюс в том, что вся стратегия «сдерживания» Москвы, еще год назад казавшаяся неизменной основой внешней политики США, теперь поставлена под сомнение. Стремление Трампа выступить главным миротворцем в конфликте между Россией и Украиной, проявившееся в том числе в подготовке последнего мирного плана, также связано со стремлением добиться успеха там, где Байден оказался не на высоте. Минус в том, что свое категорическое неприятие наследия Байдена Трамп, судя по всему, готов распространить и на те немногочисленные сферы американо-российского сотрудничества, которые его предшественник ценил и пытался сохранить – в первую очередь на двусторонние механизмы контроля над стратегическими вооружениями. Трудно предположить, что Трамп станет горячим приверженцем Договора СНВ-3, подписанным Обамой в 2010 году и продленным Байденом в 2021-м.

Дефицит времени. Одно из различий между первым и вторым сроком Трампа состоит в том, что сегодня у него гораздо более ограниченные горизонты планирования. Ведущиеся разговоры о третьем сроке нельзя воспринимать серьезно, а это значит, что 47-му президенту США надо успеть сделать максимум возможного на протяжении ближайших трех лет. Горизонты планирования еще более сужаются на фоне недавних электоральных успехов демократов в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Виргинии, а также с учетом пока неясного исхода промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2026 года. Возможная потеря республиканцами большинства в одной из палат на Капитолийском холме связала бы Трампу руки на следующие два года.

Работать в темпе, предлагаемом Вашингтоном сегодня, Москве будет трудно, особенно когда речь идет о сложных договоренностях, нуждающихся в тщательном обсуждении и детальном согласовании. Например, развернуть 28 лаконичных пунктов предложений Трампа по Украине в текст полноценного мирного договора быстро вряд ли получится. Едва ли Трампа вдохновят масштабные инвестиционные проекты с Россией, реализация которых выйдет за пределы его срока пребывания у власти. 

Фиксация на «сделках». Трамп и во время своей первой администрации не отличался склонностью к стратегическому мышлению, делая акцент на ситуативные тактические договоренности. Казалось бы, опыт первого президентства должен был помочь ему взглянуть на мировую политику и экономику с несколько иной точки зрения. Но после возвращения Трампа к власти ориентация на заключение «сделок» стала проявляться еще более явно. Многочисленные «сделки» Трампа-2 свелись к двум типам: достигнутые с американским посредничеством соглашения о прекращении вооруженных конфликтов и соглашения о тарифах с торговыми партнерами США.

Такая фиксация на «сделках» означает, что любые попытки Москвы диверсифицировать российско-американскую повестку дня, предлагая различные алгоритмы взаимодействия в решении региональных проблем или в реализации совместных проектов, будут крайне затруднены. Для Трампа взаимодействие с Москвой почти исключительно определяется его надеждами на заключение очередной «сделки», в данном случае – по российско-украинскому урегулированию. Без такой «сделки», особенно если вина за ее срыв будет возложена Трампом на российскую, а не на украинскую сторону,  продвижение вперед на других направлениях двусторонних отношений выглядит не слишком вероятным.

Игнорирование деталей. Трамп и раньше не отличался вниманием к деталям – особенно в вопросах, в которых он не слишком хорошо разбирался. В 2017–2021 годах его часто ловили на неточностях и даже на явных искажениях фактов. Складывается ощущение, что с возрастом эта особенность стиля хозяина Белого дома только усиливается, заставляя как союзников, так и оппонентов США гадать о том, что же все-таки в каждом конкретном случае хотел сказать американский лидер.

России, как и другим партнерам США, придется действовать в условиях постоянной неопределенности, недосказанности, явной или неявной двусмысленности со стороны американского лидера. Много неопределенностей и двусмысленностей можно найти и в последних предложениях США по Украине.  Иллюстрацией возникающих в связи с этим проблем могут быть нашумевшие высказывания Трампа о возможности возобновления Соединенными Штатами ядерных испытаний; за этими провокационными заявлениями так и не последовало сколько-нибудь внятных разъяснений со стороны республиканской администрации.

Еще больше шума. Трампу и раньше было присуще стремление к медийному хайпу. Но его присутствие в социальных сетях сегодня как минимум в три раза более заметно, чем это было в 2017-м. Только за первые четыре месяца своего второго президентства он написал более 2 тыс. сообщений в своей сети Truth Social, которой у него вообще не было восемь лет назад.

Это, в частности, означает, что традиционная российская практика конфиденциальных переговоров в случае с Трампом будет сопряжена со значительными сложностями. 

Информация о ходе и результатах самых закрытых контактов так или иначе будет утекать в публичное пространство, что было на днях в очередной раз подтверждено на примере новых миротворческих предложений США по Украине. А ценность любых договоренностей для Трампа будет определяться тем, насколько эти договоренности можно уложить в короткое сообщение в соцсетях. Напомним, что максимальный размер сообщений в Truth Social составляет 500 знаков.

Бизнес против дружбы. Трамп всегда считал своей сильной стороной способность выстраивать неформальные дружеские отношения с иностранными лидерами. Впрочем, уже в годы его первой администрации такая «дружба» никогда не мешала ему жестко торговаться с этими лидерами по вопросам, представляющимся важными для США. Эта особенность усилилась. Один из характерных примеров – неожиданное резкое повышение тарифов на индийский экспорт в США в августе этого года, несмотря на заверения о том, что индийский премьер-министр Нарендра Моди относится к числу близких друзей Трампа.

Применительно к российско-американским отношениям эта особенность Трампа означает, что его комплименты в адрес президента Владимира Путина не следует переоценивать. Разрыв между дипломатией на высшем уровне и рабочим взаимодействием на более низких уровнях сохранится и, возможно, даже расширится. У вашингтонской бюрократии всегда будут возможности «скорректировать» договоренности на высшем уровне, в чем было легко убедиться после завершения августовского саммита в Анкоридже. Хотя, как показали последующие события, окончательно свести на нет «дух Анкориджа» противникам американо-российского сближения так и не удалось.

Все может поменяться. Последовательность никогда не относилась к числу главных достоинств Трампа; импульсивность и нетерпеливость много раз накладывали свой отпечаток на его прежние внешнеполитические решения. Однако перемены в его настроениях, позициях и предпочтениях становятся все более резкими и непредсказуемыми. Пример – июльский «ультиматум» Трампа Москве, который был внезапно выдвинут и столь же внезапно снят с повестки дня, или несостоявшийся российско-американский саммит в Будапеште, между анонсированием которого и его отменой прошло всего шесть дней.

Воспринимая эту особенность стиля Трампа как данность, следует исходить из того, что «окна возможностей» в российско-американских отношениях могут открываться и закрываться неожиданно, а потому использовать открывающиеся возможности нужно с максимальной оперативностью. Это повышает требования к российской дипломатии, вынужденной конкурировать на этом поле с дипломатическими усилиями многочисленных геополитических оппонентов Москвы.

Приоритеты внутри США. Если говорить о балансе внутренней и международной повесток республиканской администрации, то по сравнению с первым сроком этот баланс явно сдвинулся в пользу внутренней повестки. На протяжении 2017 года Трамп провел за рубежом в общей сложности 71 день, посетив 25 стран в ходе 19 поездок. В 2025-м он провел за границей 27 дней, совершив восемь поездок и посетив 13 стран. Своих зарубежных партнеров он теперь предпочитает вызывать на ковер в Белый дом, а многосторонние встречи за рубежом игнорирует (G20), либо сводит участие в них к минимуму (G7, АТЭС и пр.).

Для России это значит, что особую ценность будут иметь те направления двустороннего сотрудничества, которые имеют отношение к внутренним приоритетам администрации. Нужен содержательный российско-американский диалог по миграционным проблемам, по борьбе с наркотрафиком, по национальным стратегиям реиндустриализации, по вопросам городского развития и др. Это принципиально новая задача, решение которой позволило бы существенно расширить состав стейкхолдеров, включенных в позитивное взаимодействие двух стран. Такая работа едва ли принесет быстрые результаты, но она позволит шаг за шагом заложить основу для стабильных двусторонних отношений на долгосрочную перспективу. 



статьи по теме


Читайте также


В коррупционном скандале в Киеве возникла пауза

В коррупционном скандале в Киеве возникла пауза

Наталья Приходко

Внимание переключилось на делегацию из Пентагона и некий мирный план США

0
2499
Китай потеснил США в Африке

Китай потеснил США в Африке

Владимир Скосырев

Вашингтон бойкотирует саммит G20 в ЮАР

0
1874
Мирный план Трампа спотыкается о стремление Киева к милитаризации

Мирный план Трампа спотыкается о стремление Киева к милитаризации

Владимир Мухин

Запад намерен поддерживать Украину новыми вооружениями и после завершения конфликта

0
2135
Эксперты «Фридом Финанс» рассказали о влиянии искусственного интеллекта на экономику США

Эксперты «Фридом Финанс» рассказали о влиянии искусственного интеллекта на экономику США

Евгений Солотин

0
1878

Другие новости