0
1075
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2006 00:00:00

Александр Шохин не видит препятствий для иностранцев

Тэги: шохин, банки, инвестиции


шохин, банки, инвестиции Александр Шохин уверяет, что не менял позицию.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

-Вы говорили, что вам звонили некие банкиры и возмущались публикацией, в которой сообщалось о том, что вы не против допуска иностранных банков в Росиию. Что это были за банкиры?

– Они не то чтобы возмущались, а удивлялись. Моя позиция известна, и потому они удивлялись: неужели я резко сменил свою ориентацию? И я заявляю, что моя позиция была просто неверно истолкована. А моя фраза об иностранных банках просто была вырвана из контекста моего выступления.

– Как вы все же относитесь к приходу иностранных банков?

– Позиция РСПП по вопросу прихода загранбанков на протяжении многих лет не менялась. И выражается она в том, что у иностранных банков нет никаких фактических препятствий для работы на российском рынке. Те законодательные ограничения, коих два, не являются препятствием для фактической работы иностранного банка на российском рынке. Эти ограничения – двенадцатипроцентное (12%) ограничение суммарного иностранного банковского капитала в суммарном капитале российской банковской системы и запрет на открытие филиалов. Иностранным банкам достаточно комфортно и легко работать и через дочерние банки на территории России. Хотя, конечно, существует разрешительный порядок приобретения российских банков иностранными, и Центральный банк должен еще дать разрешение иностранным акционерам на увеличение своей доли в пакете российского банка. И тем не менее ни один иностранный банк еще не испытывал никаких сложностей ни с точки зрения бюрократии Центробанка России, ни с точки зрения политических или иных ограничений. В переговорах по ВТО, правда, повышена планка квоты присутствия «иностранцев» на российском рынке. И эту цифру еще только предстоит официально обнародовать. Но на протяжении многих лет называлась цифра 25%. И понятно, что 25% с учетом той динамики расширения присутствия иностранных банков в России, которая сложилась, – это даже некий «запас» по квоте на многие-многие годы вперед. Ведь даже нынешняя квота присутствия иностранных банков на российском рынке в 12% еще не выбрана.

– А все же каково ваше мнение по поводу прихода полноценных филиалов иностранных банков на российский рынок?

– Здесь есть опасения двоякого рода. Во-первых, филиалы не регулируются органами российского банковского надзора. То есть Центральный банк в отношении полных филиалов не уполномочен распространять свои надзорные полномочия. Стало быть, появится дуализм в регулировании банковской системы, что с точки зрения Центробанка и самого банковского сообщества вполне разумно. Ведь ЦБ должен регулировать все банковские институты на российской территории. Но есть и второй момент: филиалы банков частично все же оказывают российскому населению свои услуги благодаря тому, что сняты многие ограничения по валютному регулированию и валютному контролю. В частности, российские клиенты могут без разрешения ЦБ открывать счета в иностранных банках. А это уже частичное оказание трансграничных услуг. То есть клиенты без особых сложностей могут выходить на контакты с зарубежными банками. Но открытие филиалов позволит в более массовом порядке иностранным банкам предлагать весь спектр своих услуг. А их гораздо больше, чем в российских банках.

– В чем же тогда дело?

– Филиал – это всего лишь «окошко». Дело в том, что он не регистрируется как юридическое лицо и фактически уходит от российского пруденциального и прочего надзора. Филиал находится исключительно под надзором регулятора страны пребывания материнской конторы. А все условия предоставления банковских услуг полностью совпадают с тем, что делается на родине этого банка.

– Ну и известно, что спектр банковских услуг за рубежом гораздо шире и либеральнее, чем в российских банках.

– Естественно, появляются очень сильные конкурентные преимущества. И сразу же возникает вопрос конкурентоспособности нашей банковской системы, способности выживания отечественных банков в этих условиях.

– Недавно вы встречались с заместителем американского министра торговли. О чем удалось договориться?

– Аргументы, которые выставляет американская сторона, исключительно политические.

Ведь есть и другие чувствительные для американцев вопросы, которые можно «подвинуть». Тем более что Бушу сегодня не так просто с его пошатнувшимся рейтингом, поэтому они пытаются «пробить» свою максимально жесткую позицию. Кроме того, у меня такое впечатление, что внутриполитическая ситуация в США не настолько благоприятна, чтобы сдавать России те или иные переговорные позиции. А к концу года у них и вовсе начнет раскручиваться новый политический цикл.

– И как это сказывается на их требованиях по финансовому рынку?

– Американцы традиционно выставляли эти условия всем странам в переговорах по ВТО и, как правило, добивались своего. Но при этом на американский рынок не так легко войти иностранным банкам. Кроме того, мы уже завершили переговоры со всеми основными странами, и США последняя страна, с которой нам надо договориться. В этой связи говорить о том, что американские условия присоединения к ВТО – это «золотой стандарт», которому должны следовать все, довольно странно. А именно это мне и говорил заместитель американского министра торговли. Они должны учитывать, что мы со всеми странами уже договорились, и если вдруг мы пойдем на американские условия, то это будет бомбой для остальных стран. Это значит, что другие страны, узнав о том, о чем мы договорились с американцами, начнут вскрывать конверты и требовать пересмотра тех или иных договоренностей. А нельзя забывать, что Европейский союз на протяжении длительного времени настаивал на допуске своих банков на российский рынок без каких бы то ни было ограничений.

– Но и другие страны Восточной Европы были не так сильны в банковской сфере и, беспрепятственно пустив на свой рынок иностранцев, особо не пострадали.

– Они придерживались такой позиции, что для них наличие национальной банковской системы не судьбоносно. Ведь ни у кого из них практически не было своей банковской системы. Нам же хочется верить, что российская банковская система успеет за какой-то переходный период окрепнуть. Единственный вопрос, где нам можно уступать в переговорах по ВТО, – это контрафакт. И даже не уступать, а разрабатывать стратегию противодействия контрафакту совместно. А то доходит до абсурда – даже российские государственные органы пользуются контрафактным программным обеспечением. В банках наоборот: от устоявшейся позиции нам отходить нельзя. И не только потому, что Путин в своем Послании не велел пускать иностранные филиалы в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1791
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4360
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2389
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2720

Другие новости