0
1915
Газета Экономика Интернет-версия

26.02.2008 00:00:00

"Стройтрансгаз" разрушит транзитную монополию России

Тэги: стройтрансгаз, газопровод, туркмения, китай


Период, когда весь или почти весь газ из Центральной Азии поставлялся на внешние рынки исключительно через территорию России, подходит к концу. Страны региона активно ищут альтернативы российскому маршруту, что позволит им занять более жесткую позицию в вопросах формирования цены на транспортируемый через Россию газ. В пятницу в Ашхабаде был официально объявлен победитель тендера на строительство туркменского участка газопровода в Китай. Пикантность ситуации состоит в том, что транзитную монополию «Газпрома» доверено разрушить его дочерней компании «Стройтрансгаз».

В субботу туркменские газеты опубликовали постановление, в котором президент страны Гурбангулы Бердымухамедов разрешил госконцерну «Туркменгаз» заключить с ОАО «Стройтрансгаз» контракт по строительству туркменского участка газопровода в Китай. Получив доступ к туркменскому газу, Пекин разрушит монополию «Газпрома» на транзит и поставки газа из региона. До сих пор основные объемы туркменского газа – около 50 млрд. кубометров в год – направлялись в Россию и в Украину и 7–8 млрд. кубометров – в Иран. Кроме того, Пекин получит дополнительные аргументы для торга с «Газпромом» о цене газа, который концерн планирует в будущем поставлять в КНР по газопроводу «Алтай».

«Стройтрансгаз» выиграл контракт на 395 млн. евро на строительство туркменской части газопровода Малай–Багтыярлык диаметром 1420 мм и протяженностью 188 километров. Компания также создаст установку по очистке и осушке газа и газоизмерительную станцию. Эта инфраструктура станет одним из звеньев проекта строительства газопровода в Китай, соглашение о котором было подписано в апреле 2006 года первым президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и председателем КНР Ху Цзиньтао.

По соглашению Ашхабад обязался в течение 30 лет с января 2009 года ежегодно поставлять в Китай по 30 млрд. кубометров природного газа с месторождений правобережья Амударьи. Летом 2007 года туркменская сторона вручила Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) документы, гарантирующие ей право проводить соответствующие работы на территории Туркмении. В числе документов была и лицензия оператора на разведку и добычу сырья, которая впервые в истории страны была выдана иностранной компании. Общая протяженность нового газопровода Туркменистан–Китай составит около 7000 километров. При этом по территории Туркменистана будет проложено свыше 180 километров газотранспортной магистрали, Узбекистана – 530, Казахстана – 1300, Китая – более 4500 километров. Предполагается, что экспорт 17 млрд. из ежегодно предусматриваемых 30 млрд. кубометров туркменского газа будет обеспечиваться за счет освоения новых газовых месторождений, остальные 13 млрд. – за счет строительства на крупнейшем газоконденсатном месторождении «Багтыярлык» объектов по очистке и подготовке газа. В случае, если вновь разведанные месторождения не смогут обеспечить указанные объемы газа, Ашхабад обязался наполнить трубу газом с других месторождений. Иными словами, под угрозой оказались объемы поставок, идущие в Россию и Украину.

Участие «Стройтрансгаза» в проекте – фактически вынужденная для «Газпрома» мера, если бы не «Стройтрансгаз», то туркменский участок могла бы построить другая компания. «Труба в Китай – это неизбежно, а то, что наша компания зарабатывает на строительстве, – это хорошо», – отмечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Он рассчитывает, что «ресурсов туркменского газа хватит на поставки и в Китай, и в Россию».

По словам аналитика ИК «Антанта Капитал» Тимура Хайруллина, решение «Стройтрансгаза» принять участие в строительстве альтернативного российскому пути стратегического газопровода было обусловлено желанием компании получить выгодный контракт. «В России сейчас строится не так много газопроводов, поэтому компания вынуждена идти за рубеж», – сказал аналитик. Вместе с тем аналитик отметил, что в данном случае интересы «Стройтрансгаза» определенным образом не совпадают с более общими интересами России в этой стране ввиду того, что «Газпром» хотел бы сам контролировать туркменский газ. Одновременно «Газпром» планирует расширить свое присутствие в Китае. С этой целью в этом году должно быть начато строительство газопровода «Алтай», который свяжет месторождения Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Между тем договоренности по цене поставок по этому маршруту между Россией и Китаем пока не достигнуты, что тормозит проект.

«Потребности Китая в газе ограничены, а туркменский газ обходится дешевле, чем российский. Поэтому с пуском туркменского газопровода у китайских переговорщиков будет более сильная позиция и появятся дополнительные аргументы по обсуждению более низкой цены на российский газ, который им будет уже не настолько нужен», – считает Тимур Хайруллин. В сложившейся ситуации, считает эксперт, «Газпрому» целесообразно отложить процесс реализации проекта «Алтай», дождавшись, когда энергетические потребности Китая возрастут настолько, что его интерес к газу «Газпрома» станет значительно выше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
921
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
566
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1171
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
1023

Другие новости