0
2080
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

Москва и Киев не поделили Черное море

Тэги: украина, рф, нефть, черное море


украина, рф, нефть, черное море Алексей Миллер может превратиться в главного переговорщика с Украиной.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

МИД РФ потребовал от Киева прекратить разработку нефтегазовых месторождений на черноморском шельфе из-за неопределенности их правового статуса. В ответ заявлено, что работы ведутся на участках, принадлежащих к зоне компетенции Киева. По мнению экспертов, Москва рассчитывает получить инструмент давления на случай противодействия Украины прокладке через свои воды по дну Черного моря газопровода «Южный поток».

«Украинская сторона не выдает лицензии на территориях, которые не принадлежат к зоне компетенции Украины», – заявил в среду уполномоченный президента Виктора Ющенко Богдан Соколовский в ответ на выраженное РФ недовольство. По его словам, подобные проблемы будут возникать до тех пор, пока не будут завершены переговоры по приграничным вопросам, которые, как отметил Соколовский, затягиваются не по украинской вине.

Напомним, что в минувшую пятницу департамент информации и печати российского МИДа опубликовал на своем сайте комментарий, в котором отметил, что украинские компании совместно с компаниями третьих стран ведут активную разработку нефтегазоносных площадей на шельфе Черного моря, в частности в районе так называемой «Структуры Субботина». Кроме того, намечено освоение ресурсов газа в районе «Поднятия Палласа». «Российская сторона обращает внимание, что указанные районы являются предметом переговорного процесса между РФ и Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительной экономической зоны в акватории Черного моря, – пояснили во внешнеполитическом ведомстве. – В этой связи полагаем, что указанная деятельность носит противоправный характер и должна быть прекращена».

На следующий день поступила первая ответная реакция: руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич подчеркнул, что его ведомство не получало никаких документов, в которых бы говорились о требованиях прекратить добычу нефти и газа в Черном море. «Российская и украинская стороны, как известно, ведут переговоры по поводу размежевания Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива, однако стороны не достигали никаких договоренностей воздерживаться от проведения геолого-разведывательных работ в этой части», – отметил Кирилич. Он добавил, что в 2007 году российская сторона начала в одностороннем порядке выдавать лицензии на проведение разведывательных работ в Черном море и Украина обратилась с нотой в МИД РФ о прекращении таких действий, поскольку речь идет о районах, прилегающих к госгранице.

В среду Богдан Соколовский расширил этот комментарий. «Речь не идет о том, что украинская сторона проводит какие-то работы за пределами своей территории или, наоборот, в пределах российской территории», – отметил он в интервью Интерфаксу. По его словам, украинская сторона не один раз предлагала сесть за стол переговоров, чтобы определить условия работы на черноморском шельфе.

Между тем ценность спорных участков с экономической точки зрения весьма сомнительна, что позволяет предполагать, что Москва выдвигает эти претензии к Украине в попытке создать новый инструмент давления на соседа в случае, если он решит противодействовать другим экономическим интересам России в этом регионе. Например, затянуть согласование прокладки через свой участок Черного моря подводного газопровода «Южный поток». Отметим, что прогнозные запасы природного газа на «Структуре Субботина», расположенной в Черном море между Феодосией и Керчью и являющейся одной из наиболее перспективных на черноморском шельфе, составляют около 20–24 млрд. кубометров. Промышленные запасы нефти – около 100 млн. тонн.

«Это чистая политика, – уверен руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. – Украина, начиная хозяйственную деятельность на участках с неопределенным правовым статусом, пытается де-факто определить границу. В этой ситуации вопрос становится принципиальным, и уже не имеет значения, сколько нефти или газа на них находится».


Украинские вышки в Черном море вызывают протесты Москвы.
Фото Reuters

«Ежегодная добыча там может составить около 1 миллиона тонн нефти в год, – отмечает глава департамента инвестиционного проектирования компании «2К Аудит – Деловые консультации» Светлана Савченко. – При этом годовое потребление нефти Украиной составляет около 15 миллионов тонн ежегодно, из них более 70% страна импортирует. Газа страна потребляет около 75 миллиардов кубометров в год, из них 55 миллиардов импортируется. Понятно, что ни о каком снижении энергозависимости с помощью запасов этих участков говорить не приходится». К тому же, как считает эксперт, могут возникнуть сложности с их разработкой, поскольку украинские компании не имеют достаточного опыта для работы на шельфе, которая технологически является достаточно сложной. Российским компаниям эти месторождения также малоинтересны, учитывая скромность запасов.

В этой связи большинство экспертов сходятся в том, что данная проблема является политической и принципиальной для обеих сторон. К тому же неумолимо приближаются сроки заключения договоров о цене поставок центральноазиатского газа, а вместе с ними и период очередной напряженности с Украиной, которая вряд ли согласится на их резкое повышение.

«Если у России козырем во всех разногласиях с Украиной является вопрос цены газовых поставок, то у Украины свои аргументы и методы давления, – считает Савченко. – Возможная кампания против «Южного потока», который должен пройти по дну Черного моря, – лишь один из них. Также можно отметить возможные препятствия для России при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО)». Поэтому не исключено, что проблему шельфа Россия может выдвинуть на первый план в случае появления со стороны Украины каких-либо претензий к «Южному потоку». Например, экологических, по аналогии прибалтийских стран и Польши, которые сегодня отчаянно сопротивляются прокладке газопровода Nord Stream по дну Балтики.

«Энергетические проблемы сегодня становятся политическими, так что для их решения можно использовать любые рычаги, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – К тому же данный вопрос при желании вполне разрешим, особенно с учетом накопленного за последние годы опыта. Аналогичная ситуация складывалась и вокруг месторождений на каспийском шельфе. Но сегодня вчерашние спорные участки разрабатываются совместно компаниями России и Казахстана, и все довольны».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1269
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1117
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2138
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
958

Другие новости