0
752
Газета Экономика Интернет-версия

12.04.2011 00:00:00

Зарубежный опыт для отечественных стандартов


Каждую весну сотни километров дорог в России закрываются на «просушку» – в период весенней распутицы по ним запрещается движение грузовиков. Термин «просушка» вызывает у иностранных инженеров недоумение – за рубежом в дорожном строительстве активно используются геосинтетические материалы, которые не дают полосе расползаться. В России же эти и многие другие технологии до сих пор преподносятся как ноу-хау. Причина – действующая в стране отсталая система нормативного регулирования, ограничивающая работу Минтранса и строителей-дорожников.

Основа системы регулирования в дорожном хозяйстве – устаревшие СНиПы (строительные нормы и правила) и ГОСТы (государственные стандарты) советского образца. Между тем в США, к примеру, не существует общегосударственных дорожных стандартов, аналогичных российским СНиПам. В Европе же действует система еврокодов, разработанная специальным органом ЕС и адаптированная в каждой стране к местным условиям.

Во всем мире нормативная база обновляется в соответствии с потребностями. В США, к примеру, все проектные и строительные компании в сфере автодорожного строительства отчисляют 1,5% от выручки на работу по актуализации стандартов. Работа по обновлению строительных нормативов постоянно ведется и в Европе. Для проведения этой работы существует специальный фонд, аккумулирующий определенный процент от финансирования всех расходов на строительство и содержание дорог. Российские СНиПы и ГОСТы, как показывает практика, лишь раздувают сметы – причем по всей цепочке, начиная с проектирования.

Дорожники могут решить проблему, но стандарты и нормотворчество находятся в сфере другого ведомства – Министерства регионального развития. Поэтому многие компании вынуждены применять новые технологии на свой страх и риск.

Одним из способов устранения технологического разрыва могла бы стать адаптация современных зарубежных нормативов к российским реалиям. В частности, к российским природно-климатическим условиям. Например, в Германии разработаны системы нормативов по четырем климатическим зонам. Однако ни одна не подходит для нашей средней полосы – годятся только для Калининграда. Кстати, Казахстан и Беларусь пошли по пути адаптации зарубежного опыта и сегодня располагают весьма достойной нормативной базой автодорожного строительства.

Однако в России построить эффективную систему адаптации, тиражирования зарубежных стандартов и технологий пока крайне сложно. Не в последнюю очередь – из-за межведомственной чехарды. Сегодня разработку нормативной базы в строительстве курируют Минрегион и Росстандарт. Согласованием проектов занимается Госэкспертиза. При этом Минтранс, отвечающий за развитие дорожной сети, фактически лишен права голоса, а его инициативы эффективно гасятся в согласованиях между Минрегионом и Госэкспертизой.

Создать эффективную систему обновления нормативной базы позволит только комплексный подход, подразумевающий активное участие в разработке отраслевых нормативов профильных ведомств и организаций (Минтранса, Росавтодора), а также профессиональных ассоциаций, саморегулируемых объединений и региональных администраций. Это позволило бы не только учесть интересы профессионального сообщества, но и разработать современные стандарты автодорожного строительства, учитывающие западный опыт, а также климатические, геологические и прочие особенности российских регионов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
991
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
712
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1719
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
292

Другие новости