0
7284
Газета Экономика Интернет-версия

24.01.2013 00:00:00

Давосские иллюзии Дмитрия Медведева

Тэги: медведев, политика, путин


медведев, политика, путин Дмитрий Медведев прояснил свои планы на ближайшее десятилетие.
Фото Reuters

Глава правительства Дмитрий Медведев сообщил вчера в Давосе помимо прочего, что никогда не исключал для себя возможности опять баллотироваться в президенты. Эксперты видят в заявлениях часто критикуемого в последнее время премьера стремление доказать – и не только Западу, но и российским элитам, – что он вовсе не является «хромой уткой». По мнению собеседников «НГ», Медведев избрал ошибочную тактику: демонстрация поддержки президента сочетается в его словах с намеком на дистанцированность от неких «политических сил, стоящих сегодня у власти». Такого рода неопределенность, уверены эксперты, может отпугнуть и потенциальных инвесторов, и союзников премьера в России.

Журналисты Bloomberg поинтересовались у Медведева: хотел бы он опять стать президентом? «Поживем – увидим, – ответил российский премьер. – Я никогда ни от чего не отказывался, но мне нравится моя работа, я должен довести эту часть работы и прожить эту часть своей жизни». Медведев подчеркнул, что у него пока есть «силы для того, чтобы работать»: «Все остальное будет зависеть от моего решения и, конечно, от того, как будет складываться политическая судьба тех сил, которые в настоящий момент стоят у власти». Медведев заявил также, что откажется от конкуренции с Путиным в 2018 году: «Я считаю, что это было бы неправильным. Это невозможно. Мы относимся к одной политической силе, зачем же нам конкурировать?»

Казалось бы, понятно: человек, побывавший на высоком посту, хочет вернуться в президентское кресло. Благо Конституция ему это позволяет. Да и рейтинг Медведева неплох в сравнении с другими политиками, кроме Путина, разумеется, – в ноябре деятельность Медведева одобряли, по данным Левада-Центра, 54% россиян. Однако в мае прошлого года таких граждан было 64%. К тому же в последнее время в экспертном сообществе усилились разговоры о том, что Медведев уйдет с поста премьера раньше положенного срока.

В связи с этим не вполне понятно – какие политические силы, «в настоящий момент стоящие у власти», имеет в виду Медведев? Заботит ли премьера судьба «Единой России», лидером которой он является? Почва для озабоченности есть. Народный фронт во главе с Путиным уже поставил ЕР «на одну доску» с другими партиями и движениями в своих рядах. Кроме того, ОНФ легко может быть трансформирован в структуру, которая поглотит теряющую популярность партию власти на пути к думским выборам.

В то же время Дмитрий Медведев демонстрирует верность путинскому курсу – по всем вопросам. Иногда почти дословно повторяя президентские оценки тех или иных событий, не учитывая характер аудитории. Например, Медведев назвал скончавшегося в изоляторе Сергея Магнитского «корпоративным юристом или бухгалтером», отстаивавшим «интересы людей, которые его наняли»: «Он – не борец за правду. Тем не менее его, естественно, жалко, потому что он скончался в тюрьме». Глава Центра политических технологий Игорь Бунин замечает: «Медведев повторяет за Путиным, который часто высказывался в том смысле, что Магнитский – человек нанятый и выполняющий заказ».

«Унылым политическим ритуалом» считает происходящее в Давосе глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «К сожалению, Медведев, видимо, по-прежнему находится в иллюзии относительно договоренности 2011 года с Путиным – насчет того, что его могут сделать президентом независимо от мнения избирателей. Но он теряет популярность, и одновременно Путин выказывает ему явное политическое недоверие. А ведь президент играет в нашей системе роль заместителя всех конституционных институтов, и без его решения рассчитывать на что-либо нельзя».

Заявление Медведева о будущем президентстве Павловский считает легковесным: «Если бы он был политиком, то, наверное, говорил бы о принципах, с которыми пойдет на выборы. И объяснял бы, как собирается их защищать. Но сегодня он человек без позиции. И каким чудом это может измениться через четыре года – не знаю...»

В России, грустно констатирует собеседник «НГ», – слабое правительство, «которому президент постоянно демонстрирует свое неодобрение и, может быть, таким образом мстит за какие-то выпады Медведева в период его президентства: «Но это все не политика, а придворная кухня. Это нельзя назвать политическими интригами. Каким чудом Путин сможет сделать Медведева президентом, если тот за четыре года пребывания на высшем посту не смог поддержать тех, кто на него ориентировался?» «В состоянии нынешнего анабиоза исполнительная власть напоминает мамонта во льду: его можно рассмотреть, но движения не заметно, – замечает Павловский. – Если Медведев может стать президентом – то, видимо, практически любой человек в РФ может стать президентом».

Медведев, подчеркивает Игорь Бунин, сегодня полностью зависит от Путина: «Но президент не назначит нового премьера, пока нынешний не выполнит работу, ему порученную». Премьера назначают в межвыборный период, чтобы он проводил реформы, подчеркивает Бунин: «Их надо проводить решительно, быстро и быть Гайдаром. С этой целью Медведева и назначил Путин. Пока премьер полностью не превратится в «хромую утку», Путин будет его держать». Однако, замечает эксперт, общественное мнение и элитные кланы ориентированы на уход Медведева, положение которого «хуже губернаторского»: «Все мечтают его сместить. Поэтому он избирает очень простую стратегию: пытается, с одной стороны, дистанцироваться от Путина, с другой – показывает, что работает в тандеме». Ситуация у Медведева трагическая, считает Бунин: «В августе 2011 года он не должен был сдаваться, – тогда у него был шанс. А сейчас не видно ни одной перспективной стратегии, которая позволила бы ему сохраниться как политической фигуре».

Глава Института современного развития Игорь Юргенс отмечает стремление Медведева опровергнуть факт снижения его популярности, зафиксированный рейтинговыми агентствами: «Одновременно он хочет убедить ближайших соратников, что его карта не бита, что мы еще придем и будем собирать подснежники... Только непонятно, где же, собственно, народ в его президентских планах?» В свое время, напомнил Юргенс, Медведев считал, что «российский народ нельзя выстроить в одну колонну и что прошли те времена, когда нами руководила одна партия».

Заметим, что Медведев исключает конкуренцию с Путиным на ближайших президентских выборах. И здесь, вероятно, кроется еще один сигнал действующему главе государства: премьер словно уверяет его в отсутствии собственных амбиций. По аналогии с тем, как он объяснял собственный отказ баллотироваться весной прошлого года. Однако возникает вопрос: если есть желание стать президентом, то какое имеет значение, кто станет соперником? И где здесь место электорату – разве не людей надо убеждать в первую очередь? И уже во вторую – ориентироваться на конкурентов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
360
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
354
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
413
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
540

Другие новости