0
19249
Газета Экономика Интернет-версия

15.04.2013 00:01:00

Киев требует ревизии соглашений по ЧФ

Тэги: украина, чф, черноморский флот, экономика


В минувшую пятницу министр обороны Украины Павел Лебедев заявил, что Россия заморозила проект по совместной разработке и испытанию нового военно-транспортного самолета Ан-70, а также не реагирует на инициативы Киева в отношении Черноморского флота.
В Украине утверждают, что торможение по Ан-70 обусловлено лоббизмом разработчиков российского военного транспортника Ил-476. А невнимание к вопросам развития ЧФ в Севастополе связано, мол, с ориентацией России на развитие собственной военно-морской базы в Новороссийске. Получается, налицо новые признаки кризиса в российско-украинских военных отношениях, которые, казалось бы, после ухода Виктора Ющенко наладились.
    
Обращает на себя внимание тот факт, что министр обороны Украины Павел Лебедев о претензиях к России заявил журналистам, находясь на международной выставке в Бразилии. Хотя до этого о новых перспективах совместного оборонного сотрудничества в позитивном ключе шел разговор совсем недавно – 22 марта, когда в Москве с визитом находился начальник Генерального штаба – главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал-полковник Владимир Замана. После этого на территории Крыма с согласия украинского военного руководства были проведены признанные успешными проверочные учения кораблей и сухопутных сил ЧФ. Эти маневры в Киеве не были восприняты с тревогой, хотя оппозиция и высказывала возмущение. Теперь глава оборонного ведомства Украины неожиданно заявил о своем недовольстве ситуацией вокруг ЧФ и по другим аспектам военно-технического сотрудничества с Москвой.
Киев уже два месяца не получает ответа от Минобороны РФ на предложения, связанные с «ревизией соглашений по Черноморскому флоту. По полигонам, по причалам и социальным аспектам… Мы готовы решать все вопросы. Но такое впечатление, что России это не надо», – говорит Лебедев. При этом он выразил сожаление, что соглашение между РФ и Украиной по самолету Ан-70 не выполняется с российской стороны. Днем позже более жесткое заявление о проекте по Ан-70 высказал премьер Украины Николай Азаров: «Мы договорились о возобновлении сотрудничества в проекте Ан-70 и начали работать. Сейчас отдельные российские должностные лица заявляют о том, что они сами собираются создавать военно-транспортный самолет. Украина в таких условиях будет вынуждена продолжать работы, продолжать нести расходы, но мы создадим этот самолет. Он сейчас проходит летные испытания. Это его последняя стадия разработки».
Заметим, что никаких официальных сообщений о свертывании совместного российско-украинского проекта по Ан-70 со стороны Москвы не звучало. Более того, судя по итогам состоявшейся 4 марта 2013 года в Москве встречи президентов Владимира Путина и Виктора Януковича, стороны намерены и дальше развивать «проекты в различных отраслях, в том числе высокотехнологичных, это и космос, и авиастроение». Но почему-то вдруг у Киева в отношении этих проектов закралось сомнение. Недавно об этом написало авторитетное киевское издание «Зеркало недели. Украина». На его страницах известный украинский эксперт, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак утверждает, «что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, являясь родственником руководителя ОКБ имени Ильюшина Виктора Ливанова, пролоббировал контракт с Минобороны РФ на поставки 39 самолетов Ил-476, которые, по словам посла России в Украине Михаила Зурабова, заменят Ан-70».
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов с такой точкой зрения не согласен: «При чем здесь личные и родственные связи Рогозина и Ливанова? Ан-70 только разрабатывается. Он не запущен в серию. Требуются значительные средства по его доводке». По словам Фролова, «осторожное внимание к Ан-70 есть у всего руководства Объединенной авиастроительной кампании (ОАК)». Эксперт считает, что по проекту самолета у Москвы и Киева имеются объективные трудности. Во-первых – это проблемы закрепления интеллектуальной собственности на этот самолет. Во-вторых – оплата его дальнейшей сертификации и разработки. Уже несколько лет решается, но до сих пор не решен вопрос об электронных чертежах самолета. В-третьих, в российском авиапроме опасаются, что профинансированный Россией проект по Ан-70 «тихо уплывет в Китай». Такое уже было с другими разработками украинского КБ Антонова, где также участвовала Россия. «И поэтому, чтобы далее развивать самолет, нужны новые договоренности, конструктивное сотрудничество, а не сплетни и домыслы», – считает Фролов.
С Фроловым согласен экс-командующий ЧФ, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов: «У России и Украины есть большие перспективы для дальнейшего сотрудничества в военной сфере. Его надо развивать с позиций добрососедства и братского союза двух народов. Не надо мешать этому. Зачем, скажем, делать ревизию соглашений по ЧФ, если у нас есть базовые договоренности по флоту, подписанные в 1998 году? Украина хочет большего. Но и так получает немало». Адмирал указал на то, что большинство отчислений в бюджет Севастополя поступает именно от ЧФ: «Тысячи рабочих мест обеспечивает наш флот в Крыму. Разве этого мало?»
Член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков считает, что «проблемы Украины и России в военной сфере обусловлены общим кризисом в отношениях двух стран, и в первую очередь отношениях экономических, газотранспортных и т.п. С одной стороны, Киев рвется в Европу, с другой – хорошо понимает, что там его не ждут. А Россия – та страна, с которой они многие экономические проблемы решить могут. Можно с ней и поспорить, поторговаться. Вот и торгуются, а дело страдает», – считает эксперт. Он надеется, что многие проблемы между двумя странами решатся на предстоящей в мае встрече Владимира Путина и Виктора Януковича.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
624
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
795
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
675
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
541

Другие новости