0
5503
Газета Экономика Интернет-версия

24.09.2014 00:01:00

Владимир Путин вяжет морской узел

Тэги: крым, краснодарский край, порты, модернизация, путин


крым, краснодарский край, порты, модернизация, путин Пока крымские порты служат исключительно нуждам самого полуострова. Фото Владимира Захарина

Программы развития портов Краснодарского края и Крыма нужно пересмотреть и скоординировать, заявил вчера президент РФ Владимир Путин. Это значит, что крымские порты теперь ждет модернизация, а часть функций краснодарских портов, возможно, будет  передана новой республике. Впрочем, о стратегической роли портов Крыма говорить еще рано, считают эксперты. Пока они служат только для связи полуострова с материковой Россией.

О необходимости скорректировать программы развития южных портов Владимир Путин заявил на совещании в Новороссийске. «Существующие и перспективные портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнить друг друга, при этом следует максимально использовать преимущества и сильные стороны каждого порта, каждого логистического комплекса. В этой связи надо посмотреть, какие мощности надо развивать в Крыму, а какие – в Краснодарском крае», – пояснил президент.

Путин указал на необходимость детально просчитать планы модернизации и развития крымских портов с тем, чтобы максимально загрузить их и вписать в транспортную систему России. «Проекты развития транспортной инфраструктуры должны опираться на реалистические прогнозы загрузки портов, учитывать инвестиционные программы частных компаний», – подчеркнул президент. По его словам, частные вложения в портовую инфраструктуру занимают большой объем, и это важно учитывать в деятельности госструктур.

«Конечно, мы приоритетное внимание всегда уделяем интересам Минобороны, но при всем при том мы должны помнить, что основа основ – развитие экономики», – заявил Путин.

То же самое, по его словам, касается и Объединенной судостроительной корпорации: «Надо разобраться, какие мощности нужны, как они будут загружены и кем». «Все вопросы должны решаться оперативно и не заматываться на бесконечных согласованиях», – подчеркнул президент. В то же время сейчас развитие портов юга России, по мнению Путина, сдерживают и ограниченные возможности Краснодарского железнодорожного узла.

При этом грузопоток, проходящий через морские порты России, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, уверенно растет, объявил президент на совещании. По его данным, в прошлом году объем вырос почти на 4%, а за январь–август текущего года увеличился еще на 6,4% и превысил 412 млн т.

Более трети всего грузопотока приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. «Они в текущем году развиваются очень динамично. Объем перевалки грузов за восемь месяцев вырос на 10,8% – это без учета портов Крыма и Севастополя», – заявил глава государства.

Возможно, объявленная президентом ревизия портов окончательно решит судьбу и таких спорных проектов, как строительство крупнейшего в России сухогрузного порта в Тамани. Минтранс настаивает на этом строительстве, призывая правительство выделить соответствующие бюджетные средства. Которые, к слову, и правда были запланированы в «Программе развития транспортной системы РФ в 2010–2015 годах». Однако в правительстве, похоже, склонны сэкономить на этом проекте и перенаправить зарезервированные для Тамани бюджетные средства на инфраструктуру в Крым – прежде всего на Керченскую переправу. Пока строительство на Тамани идет без привлечения бюджетных средств. Об этом вчера доложили Путину на совещании. Так что вопрос, выделят ли бюджетные средства в будущем, остается открытым.

Сейчас кажется, что тема развития Азово-Черноморского бассейна не особенно привлекает и интересует бизнес. Ни предложений, ни инициатив, ни какой-либо однозначной позиции по этим вопросам не слышно.

Аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко объясняет это тем, что инвесторы заняли выжидательную позицию. «Сейчас потенциальных инвесторов останавливает неопределенность. Во-первых, на международной арене присоединение Крыма пока не урегулировано, а во-вторых, не определены действия правительства по развитию этих регионов и инфраструктуры», – пояснил он.

В то же время эксперт считает, что идея развивать порты в Крыму небессмысленна. Правда, только в том случае, если там построят мост через Керченский пролив. Тогда с большей выгодой можно будет поставлять на основную территорию РФ товары, принятые в портах Крыма.

Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева подтверждает ту же мысль. По ее словам, роль большинства портов Крыма сейчас далека от стратегической, потому что не налажено сухопутное сообщение полуострова с остальной Россией. Однако этот ресурс можно выгодно использовать именно во внутренней торговле. «Регион необходимо интегрировать в экономику, делать доступным для бизнеса, и, пока нет сухопутного сообщения, вся нагрузка ложится на порты, – говорит Кокорева. – Интерес со стороны бизнеса был низкий, потому что нужды осуществлять морские грузовые перевозки внутри страны не было. Сейчас он должен повыситься, ведь для бизнеса открыт новый регион, новый рынок сбыта, и крупные поставки товара туда невозможны без портов».

«Если говорить о долгосрочной перспективе, то, учитывая возможные крупные запасы нефти и газа в акватории Черного моря, сопоставимые, по данным некоторых экспертов, с запасами Северного моря, крымские порты могут стать важной частью инфраструктуры, которая будет задействована при разработке этих месторождений», – полагает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. Впрочем, по мнению эксперта, сейчас говорить о таком развитии событий еще преждевременно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1363
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
999
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1198
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
775

Другие новости