0
3708
Газета Экономика Интернет-версия

19.05.2015 00:01:00

Ракетчиков перевоспитают с помощью штрафов

Тэги: космонавтика, космическая отрасль, протон, авария, штраф, роскосмос, игорь комаров


За неудачный запуск ракеты-носителя изготовители «Протона» могут лишиться части зарплаты.	Фото с сайта www.federalspace.ru
За неудачный запуск ракеты-носителя изготовители «Протона» могут лишиться части зарплаты. Фото с сайта www.federalspace.ru

Власти РФ хотят разрешить кризис в космической отрасли с помощью штрафов и отказа от использования советских ракет. Вчера премьер Дмитрий Медведев предложил ввести материальную ответственность для всей цепочки виновных в авариях. А курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что авария «Протона-М» подтвердила необходимость перехода на современные ракеты-носители типа «Ангара». Попытки чиновников найти стрелочников или списать сегодня проблемы на несовременность советских разработок вряд ли остановят аварии, считают эксперты.

Российское правительство надеется оздоровить ракетно-космическую отрасль страны за счет введения более жестких наказаний для всех, кто так или иначе виновен в происходящих авариях. То есть теоретически наказание рублем может коснуться не только людей, занимающих руководящие должности, но и их подчиненных, инженеров, техников и даже рабочих. К такому выводу можно было прийти после вчерашнего совещания Дмитрия Медведева с вице-премьерами, на котором обсуждалась случившаяся 16 мая авария при запуске ракеты-носителя «Протон-М».

Премьер призвал разобраться во всех причинах произошедшего – «и в советских, и в постсоветских». К негативным последствиям аварии премьер отнес прежде всего репутационные издержки. А финансовые потери, как уверены в правительстве, покроет страховка. Речь идет о владельцах мексиканского спутника связи, который находился на «Протоне». Их потери застрахованы заказчиком запуска в иностранной компании. Кроме того, российской компанией «СОГАЗ» была застрахована на 300 млн долл. ответственность при запуске ракеты-носителя за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей среде. Но издержки, связанные непосредственно с потерей самого «Протона», видимо, никто не компенсирует.

В правительстве решили, что административные наказания виновных лиц нужно дополнить имущественными. «Все, кто находится в этой цепочке, должны понимать, что помимо персональной ответственности они должны нести и материальную ответственность, то есть отвечать рублем. Это гораздо важнее, чем просто перемещение тех или иных конструкторов из одного предприятия в другое», – сказал Медведев.

При этом, по мнению Рогозина, авария «Протона-М» доказывает, что пришло время полностью отказаться от советской космической техники в пользу более современной. «Нужно ускорить переход на современные ракеты-носители типа «Ангара», постепенно отказываясь от «Протонов», – сообщил Рогозин. – В целом вывод наш связан с тем, что необходимо переходить на исключительно цифровое проектирование и моделирование подобных ситуаций, то есть использовать тот опыт, который уже накоплен в других отраслях – в частности, в авиапроме».

Как сообщил Рогозин, случившаяся 16 мая авария «один в один повторяет то, что произошло в 1988 году и в прошлом году, – отказ одной и той же системы двигателя третьей ступени изготовления Воронежского КБ». То есть либо виной всему конструктивная особенность, либо нарушения технологий, добавил он. Более точно причины аварии будет выяснять специальная межведомственная комиссия, которую возглавит глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Между тем специалисты тяжело переживают происходящее. «Похоже, российская космонавтика распадается с космической скоростью. В рамках космической отрасли не только не создается ничего нового, если не считать вымученную за 20 лет «Ангару», но даже уже отказывает бесконечно испытанная советская космическая техника», – заявил в интервью Интерфаксу член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш. По его словам, из-за низких зарплат и отсутствия новых проектов на предприятиях отрасли работают «далеко не лучшие специалисты, которым неинтересно сколачивать космические «табуретки» – например, ракеты разработки полувековой давности».

Одновременно с этим власти продолжают выяснять причины другой недавней аварии, произошедшей при запуске ракеты «Союз-2.1а» с грузовиком «Прогресс М-27М». Причины расследует комиссия под председательством замглавы Роскосмоса Александра Иванова. Окончательные выводы планируется представить 22 мая этого года. Эксперты пока не определили, что точно привело к катастрофе, существуют лишь разные предварительные версии. «Нам до конца непонятно, что там конкретно произошло. Основываясь на имеющейся телеметрии, физике взрывных процессов, а также опыте специалистов, привлеченных к работе комиссии, выдвинуто несколько наиболее вероятных причин произошедшего. Две из них – повышенные нагрузки на третью ступень и нарушение технологий изготовления баков», – пояснил вчера ТАСС источник в комиссии.

Идею премьера о введении штрафов для всех работников ракетно-космических предприятий некоторые специалисты посчитали спорной. «Причины развала космической отрасли носят фундаментальный характер, и быстро исправить ситуацию практически невозможно. Точно не даст эффекта и введение штрафов», – заявил «НГ» космонавт-испытатель Магомед Толбоев. Более разумными мерами он считает восстановление подобия советской военной приемки, то есть независимой системы контроля качества на каждом предприятии. Существенное повышение зарплат рабочих, техников и инженеров, по словам Толбоева, также может дать определенный эффект.

Но в целом для повышения надежности техники необходимы длительные и комплексные меры, которые должны менять подготовку кадров, мотивацию персонала, организацию контроля и производства. «В авариях ракет Россия теряет честь и достоинство, для восстановления которых могут потребоваться десятилетия», – считает Толбоев.

Об этом же говорят и другие эксперты. «Одними только штрафами и проверками добиться желаемого результата будет трудно. В 1990-е годы произошло существенное уменьшение количества профессионалов во многих промышленных отраслях. И сегодня сложно заполнить разрыв между молодыми, неопытными специалистами-инженерами и старой гвардией, работниками, которые имеют научные степени и многолетний опыт», – замечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Начинать решать проблему нужно, по словам эксперта, с проведения комплексной проверки соответствия работников занимаемым должностям.

«Вряд ли карательные меры и закручивание гаек помогут отрасли. Скорее это приведет к бегству оставшихся талантливых специалистов. Одна из главных проблем космонавтики – кадровая. В отрасли вымыта целая возрастная категория. Кнутом новых людей на предприятия не привлечешь. А пока они не начнут приходить, привлеченные хорошими условиями и возможностью создавать новую ракетно-космическую технику, – деградация неизбежна», – поясняет руководитель кластера космических технологий фонда «Сколково» Алексей Беляков. Но просто залить деньгами отрасль – тоже не выход. «Средний уровень зарплат в отрасли вырос по сравнению с 90-ми годами», – напоминает Беляков. 

Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов к ключевым проблемам ракетно-космической отрасли отнес помимо нехватки кадров еще финансовые трудности. «У предприятий ракетно-космической промышленности непростое финансовое положение, которое отчасти объясняется недостатком финансирования, а также тем, что многие из предприятий находятся в центрах российских городов, где ставки земельной аренды велики, да и прочие налоги и сборы с них берутся в полной мере», – описывает ситуацию эксперт. 

Также есть проблема высокого износа основных фондов предприятий. «Техническое перевооружение и модернизация ведутся, но темпы их пока недостаточны, в первую очередь по причине непростого финансового положения», – поясняет Дмитрий Баранов.

Вспомнили эксперты и о провозглашенной недавно реформе ракетно-космической отрасли. «Несколько лет назад было принято решение о реализации реформы, – говорит аналитик Lionstone Investment Services Яна Трубникова. – Основной причиной участившихся аварий можно назвать психологическое перенапряжение работников предприятий из-за переходных процессов, сопровождающих эту реформу. Работники больше думали о том, как сохранить свое рабочее место, а не об улучшении качества работы». 

Хотя, как считает Алексей Беляков, институциональную реформу, направленную на повышение эффективности предприятий и производительности труда в отрасли, необходимо продолжать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
907
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
837
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1522
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
712

Другие новости