В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов помог регионам вернуть часть коммерческих кредитов. Фото Михаила Метцеля/ТАСС |
В 2016 году впервые за пять лет задолженность регионов перед банками стала меньше, чем перед федеральным бюджетом. Об этом сообщило вчера Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Однако если федеральная помощь сократится, то маятник качнется назад. По прогнозу АКРА, в ближайшие три года доля рыночных кредитов вновь возрастет. В 2019 году она может составить в структуре долга регионов почти 80%. Оптимистичный сценарий, что это произойдет за счет выпуска регионами ценных бумаг, может и не оправдаться.
С 2014 по 2016 год объемы предоставляемых регионам по льготной ставке бюджетных кредитов интенсивно росли. Это привело к тому, что на конец 2016 года задолженность регионов перед федеральным бюджетом впервые за пять лет превысила объем банковских кредитов. Такие данные приводит в своем исследовании АКРА – агентство, которое было учреждено осенью 2015 года как российская альтернатива ведущим международным рейтинговым агентствам.
По данным АКРА, за 2016 год бюджетный долг регионов вырос почти на четверть, банковский снизился на 16%. «То есть в целом по бюджетной системе в минувшем году дефицит финансировался за счет бюджетных кредитов, а банковские кредиты частично погашались», – поясняют они. Ранее бюджетные кредиты использовались региональными властями не столько на замещение рыночного долга, сколько на финансирование текущего дефицита, уточняют исследователи.
Но ситуация сильно различается по регионам. «Несмотря на то что в целом по бюджетной системе в 2016 году наблюдалось замещение рыночного долга бюджетными кредитами, отдельные регионы не смогли или не захотели использовать эту возможность: они нарастили рыночный долг, одновременно снизив бюджетный», – сообщают специалисты агентства.
В АКРА уточнили, что среди них есть субъекты, «финансовое состояние которых не способствует наращиванию дорогого долга»: Тамбовская, Псковская, Кировская, Ульяновская области, Пермский край, республики Бурятия, Коми, Хакасия, Еврейская автономная область.
Но в скором времени рыночные заимствования снова начнут расти, ведь, какими бы льготными ни были бюджетные кредиты, их тоже придется за счет каких-то источников погашать. «Структура регионального долга претерпит обратные изменения, доля рыночных заимствований будет нарастать, если выданные ранее бюджетные кредиты не будут реструктурированы, пролонгированы в результате заключения дополнительного соглашения», – предупреждает АКРА.
По оценкам специалистов агентства, при внесении в Госдуму проекта федерального бюджета «рефинансирование (пролонгация), по-видимому, не предусматривалось». В АКРА прямо указывают, что федеральный Центр мог бы не настаивать на своевременном погашении долгов регионами. «Возврат бюджетных кредитов – один из источников финансирования дефицита федерального бюджета. И если федеральный бюджет сможет отказаться от такого источника объемом 250–300 млрд руб. в год, резкого нарастания доли рыночных заимствований может не произойти», – говорится в материалах агентства.
Напомним, ранее Минфин давал понять, что регионам не стоит рассчитывать на поблажки от Центра. Судя по Основным направлениям долговой политики на ближайшую трехлетку, Минфин попытается сбросить с бюджета балласт в виде долговой нагрузки регионов. Из документа следует, что федеральный Центр хочет отучить субъекты РФ от бюджетных кредитов по льготной ставке, а вместо непосильных банковских кредитов регионам предлагается выпускать облигации.
«Если строго следовать позиции, заявленной президентом РФ, субъектам необходимо рассматривать использование облигаций как источник долгосрочного финансирования дефицитов региональных и местных бюджетов и по возможности минимизировать привлечение банковских кредитов», – уточнялось в документе Минфина. В ведомстве Антона Силуанова поясняли, что замещение бюджетными кредитами – это лишь временная антикризисная мера (см. «НГ» от 07.02.17).
Левая и правая шкала – в млрд руб. Источник: Аналитическое кредитное рейтинговое агентство |
Ранее Счетная палата сообщала, что за девять месяцев 2016 года госдолг регионов составил почти 2,3 трлн руб. «Задолженность по бюджетным кредитам продолжает увеличиваться в структуре долговых обязательств регионов – с 34,9% на начало года до 48,2% на 1 октября 2016 года. Одновременно снижается удельный вес задолженности по кредитам, полученным регионами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, с 41,6 до 30,1%», – приводило данные ведомство Татьяны Голиковой.
Как следует из прогнозов АКРА, в 2019 году совокупный долг регионов вырастет уже до 2,5 трлн руб., и примерно на 80% он будет состоять из рыночных заимствований: банковских кредитов и облигаций. Похоже, в агентстве надеются, что рыночный долг будет нарастать в основном за счет облигаций.
«Объем размещений облигаций регионами в период с 2017 по 2019 год может вырасти вдвое. Потенциальный объем размещений облигаций регионами для рефинансирования банковского долга и бюджетных кредитов с 2017 по 2019 год составит до 250–300 млрд руб. в год», – говорится в материалах АКРА. Специалисты агентства уточняют, что облигации предпочтительнее банковских кредитов: «Даже наиболее закредитованным регионам более длинные долговые бумаги обходятся дешевле коротких банковских займов. Потенциальная экономия при размещении облигаций по сравнению с получением банковского кредита в указанный период составит 2–3% от стоимости обслуживания долга в год».
Но оправдается ли этот оптимистичный прогноз – большой вопрос. «Облигации проблемных регионов могут столкнуться с недостаточным спросом, – предупреждает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Недостаточный спрос всегда ведет к росту доходности облигаций и повышению стоимости обслуживания долга для региона». Возврат таких долгов тоже станет проблемой для субъектов РФ, особенно если они не сумеют ускорить экономический рост.
«Экономическое состояние регионов во многом зависит от экономической ситуации на федеральном уровне. Важным фактором также является распределение доходов между бюджетами всех уровней: федеральным, региональными и местными. Кроме того, нельзя забывать и об инвестиционной привлекательности регионов, здесь во многом играет роль личность главы региона», – рассуждает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.
По мнению Исаева, регионам больше помогло бы перераспределение налоговых поступлений в их пользу. Как он говорит, «это еще и придаст стимулов региональным властям: привлек инвестиции и создал новые рабочие места – получил больший доход. Все сразу видно, и не нужно зависеть от договоренностей и помощи сверху».