0
2686
Газета Экономика Интернет-версия

21.04.2020 18:44:00

Аэропорты Кубани могут потерять до 300 миллионов рублей в период кризиса

Тэги: авиация, аэропорт, кризис, финансы, бизнес, транспорт


авиация, аэропорт, кризис, финансы, бизнес, транспорт На фото международный аэропорт Анапа. Фото пресс-службы Базэл Аэро

Аэропорты России совместно с авиакомпаниями продолжают удерживать пассажиропоток на уровне 6-10% от общегодовых показателей, неся колоссальные убытки. Несмотря на это они продолжают нести затраты на противоэпидемические мероприятия и сохранение персонала. Поддержит ли государство аэропорты в этот нелегкий период, разбиралась "НГ".

Противостояние кризису и вирусу

Региональные аэропорты страны начали противостоять эпидемии еще с середины марта. Для дезинфекции помещений и обработки различных поверхностей, например, таких как поручни дверей и кресел, перила, стойки регистрации, дополнительно закуплено необходимое количество антисептической жидкости. Сформированы отдельные бригады сотрудников для дезинфекции транспортных средств: проводится обработка пассажирских автобусов, трапов, амбулифтов - для этого разработана специальная технология и привлечен дополнительный персонал. В два раза увеличена частота уборки санузлов. Усилен контроль за санитарным состоянием точек общественного питания, расположенных в аэропортах.

По данным аэропортов Краснодара, Сочи, Анапы (входят в холдинг "Базэл Аэро", основанный бизнесменом Олегом Дерипаской), только на антивирусные мероприятия за период введения ограничений потрачено более 55 млн руб.

В связи с падением пассажиропотока компания разработала план антикризисных мероприятий, направленный на 100-процентное сохранение рабочих мест в условиях кризиса. С ограничением пассажирского трафика три аэропорта Кубани были переведены на дневной режим работы. Аэропорты Анапы и Сочи закрыты для полетов в ночное время, аэропорт Краснодара работает в режиме запасного аэропорта, при котором задействована минимальный состав сотрудников.

Наиболее серьезными затратами аэропортов, по данным "Базэл Аэро", является оплата вынужденного простоя. В Краснодарском края более 50% персонала аэропортов отправлено в оплачиваемый простой (с соблюдением норм ТК РФ), 17% - на неполную рабочую неделю. В аэропортах Сочи и Краснодара установлена 4-дневная рабочая неделя, в Анапе - 3-дневная рабочая неделя.

По прогнозам компании, прямые потери аэропортов только в части сохранения рабочих мест превысит 215 млн руб., из которых 165 млн на оплату вынужденного простоя и более 50 млн на страховые взносы. При этом выручка аэропортов Кубани упала в среднем на 75%.

 Аэропорты предпринимают все возможные меры для сохранения рабочих мест, неся огромные финансовые потери. При этом за работниками сохранены все льготы и гарантии, включая выплаты по коллективным договорам.

В ожидании господдержки

По имеющейся у "НГ" информации, Минэкономразвития разрабатывается механизм поддержки аэропортовой отрасли, на которую планируется выделить около 16 млрд рублей. Неделей раньше в правительстве объявили, что выделят авиакомпаниям 23 млрд руб.

В начале апреля Международная ассоциация аэропортов (МАА) обозначила возможные потери отрасли по двум сценариям. В базовом сценарии пассажиропоток всех российских аэропортов в 2020 году упадет примерно на 40%, в негативном - на 70%. Недополученная общая выручка в зависимости от сценария превысит от 80 до 149 млрд руб., чистый убыток - от 17 млрд до 61 млрд руб. Общий долг аэропортов на конец года МАА оценивает в 250 млрд руб., ежегодные платежи по кредитам - в более 20 млрд руб. Таким образом, 16 млрд единовременной помощи всем не хватит - не только на компенсацию ежегодных платежей по кредитам, но и других потерь аэропортов.

В качестве критериев господдержки выделяются несколько, среди которых показатели объемов производства (пассажиропотоку) и численности персонала.

"Считаем, что субсидирование необходимо рассматривать в объеме реально понесенных убытков аэропортовой отрасли в связи с введением государством ограничительных мер. По нашей оценке, убытки аэропортов за наиболее острый период ограничений и первые месяцы снятия ограничений (предварительно, апрель-июль 2020 года) составят не менее 27 млрд руб.", - говорится в обращении МАА министру транспорта Евгению Дитриху.

Наиболее действенным и эффективным с точки зрения администрирования, по мнению ассоциации, представляется механизм покрытия убытков через предоставление льготной ставки отчислений по страховым взносам работодателей (операторов аэропортов). Так, установка ставки на уровне 7,6% позволит покрыть убытки в течение периода не менее трех лет, что станет существенной мерой поддержки отрасли.

Самым неоднозначным критерием при отборе аэропортов и распределения средств господдержки в механизме является достаточность средств на расчетных счетах аэропортов. Т.е. речь идет фактически о первоочередной поддержке компаний по признаку отсутствия денежных средств на счетах.

Подобный подход, по мнению опрошенных экспертов авиаотрасли, является по крайней мере несправедливым по отношению к ответственному частному бизнесу, который ведет взвешенную коммерческую политику, генерирует и планирует средства компании на различные цели. В их число входят резервный фонд на случай кризисных явлений в экономике и поддержки работоспособности транспортного объекта, сохранения и поддержки персонала, инвестиционный фонд для модернизации аэродромной инфраструктуры в рамках реализации госпрограмм в соответствии с указами президента, правительства и приоритетами нацпроектов.

В аэропортовой отрасли не так много аэропортов, которые в докризисный I квартал текущего года еще могли похвастать успехами и положительной динамикой пассажирского и грузового трафика. Но сегодня все аэропорты в одной лодке и помогать одним только по критерию, что они не смогли создать минимальную подушку финансовой безопасности на своих счетах, по мнению экспертов, не просто несправедливо, но и безответственно.

Правительству возможно нужно более внимательно отнестись не просто к системообразующим компаниям, но и к устойчивым игрокам рынка, которые продемонстрировали высокий уровень компетенции и уровень иммунитета от кризиса. Наличие оборотных средств на счетах не отменяет обязательств компаний перед персоналом, банками и контрагентами по оплате труда, выплате процентов, оплате услуг. Насколько у устойчивых компаний велика подушка безопасности покажет время, а ситуация с восстановлением рынков может измениться в худшую сторону.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва делает ставку на рельсовый транспорт

Москва делает ставку на рельсовый транспорт

Елена Крапчатова

Развитие центрального кольца, диаметров и беспилотных трамваев вписано в специальную программу до 2030 года

0
1652
Как остановить отток населения из Сибири

Как остановить отток населения из Сибири

Андрей Гусейнов

Целью социальных инвестиций РУСАЛа является развитие небольших городов и поселков региона

0
2586
Как личные фонды позволяют бизнесменам защитить активы

Как личные фонды позволяют бизнесменам защитить активы

Евгений Солотин

Трасты полезны не только в делах о наследовании

0
1560
Северная Европа опасается подхватить "шведский вирус"

Северная Европа опасается подхватить "шведский вирус"

Никита Белухин

В прежде тихой скандинавской стране проблема распространения транснациональной преступности стала пугающе актуальной

0
3571

Другие новости