0
3717
Газета Экономика Печатная версия

19.05.2020 20:04:00

Трамп намерен выдавить Россию и Китай с оружейного рынка

США увеличит объем продаваемой оборонной продукции, упростив утверждение военных контрактов с зарубежными странами

Тэги: оружие, экспорт, сша, россия, турция, конкуренция


оружие, экспорт, сша, россия, турция, конкуренция Российские зенитные ракетные системы С-400 усилили ПВО Турции. Кадр из видео со страницы Министерства обороны РФ на YouTube

Конкурентная борьба на мировом оружейном рынке обостряется. В условиях пандемии COVID-19 руководство США готово нарастить военное производство и объем продаж вооружений, потеснив РФ и КНР на мировом рынке. Это дал понять президент Дональд Трамп, заявивший: «Америке стоит значительно упростить процедуру продажи оружия за рубеж. Это позволит привлечь тех, кто собирается покупать оружие у России и Китая».

Руководство США не в первый раз пытается добиться преимущества в конкуренции с основными мировыми партнерами на рынке вооружений. После 2014 года, когда в Донбассе началась война, а Крым вошел состав России, в Соединенных Штатах приняли закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). Он предусматривает применение со стороны США ограничительных мер в отношении государств, которые заключают с РФ крупные контракты на закупку оружия и военной техники. Из-за действия этого закона от закупок крупной партии российских вертолетов Ми-171 в 2018 году отказались Филиппины, приобретя 16 многоцелевых вертолетов «Блэк Хок» (Black Hawk) у американской компании «Сикорский». В марте 2020 года от контракта с РФ на поставку 11 многоцелевых истребителей Су-35 на 1,1 млрд долл. отказалась Индонезия. В это же время, избегая применения закона CAATSA, покупать у РФ большую партию вертолетов Ми-8 и Ми-17 не стала Мексика. Комментируя эти и другие случаи, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, говорил, что давление США на партнеров России в сфере ВТС «вышло за правовые рамки». Однако в одном из своих последних интервью руководитель ФСВТС сообщил: «Несмотря на всё противодействие и санкции, мы двигаемся вперед. У нас хороший задел: на начало этого года портфель заказов оценивался примерно в 55 млрд долл. Уже сегодня можно сказать, что Россия остается в числе крупнейших государств – экспортеров продукции военного назначения и сохраняет второе место после США».

Между тем в январе 2020 года Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI), основываясь на данных своего исследования за период с 2015 по 2017 год, утверждал, что не РФ, а «Китай является вторым производителем оружия в мире, опережая Россию и уступая лишь США». Российская сторона это утверждение опровергла, хотя конкретных доказательств не предоставила. SIPRI утверждает, «что в 2009–2013 годах на российский оружейный экспорт приходилось 27% всего мирового объема торговли оружием, а в 2014–2018 годах доля РФ снизилась до 21%». Заметим, что, по данным института, за это же время в 2014–2018 годах экспорт вооружений в США «вырос на 36% против 30% в 2009–2013 годах. При этом в 2014–2018 годах США превзошли РФ на 75%, тогда как в предшествовавшей пятилетке разрыв составлял 12%».

«Несмотря на такую статистику, Трамп намерен и далее содействовать снижению эффективности российского оружейного бизнеса. Он, конечно, очень недоволен поставками Турции российских зенитных ракетных систем С-400 (поставки начаты в 2019 году. - «НГ»). Власти США также возмущены возможными поставками Египту российских истребителей Су-35С», – сообщил «НГ» член-корреспондент Академии военных наук, полковник запаса Эдуард Родюков. Он напомнил, что Трамп обосновал необходимость упрощения оружейных сделок тем, что в прошлом были случаи, когда страны хотели купить у США оружие, однако Штаты «создавали так много препятствий для сделки, что они были вынуждены обращаться к России или к Китаю». Так произошло, к примеру, с Турцией, которая не смогла купить американские средства ПВО и обратились к Москве, отмечает эксперт.

При этом Родюков убежден, что вряд ли инициатива Трампа об упрощенном порядке продажи оружия за рубеж быстро найдет широкую поддержку в американском обществе и среди политиков. «По закону США «О контроле за экспортом оружия» все контракты на продажу в те или иные страны предметов военного назначения должны рассматриваться в Конгрессе в течение 30 дней. Президент США имеет право лично принимать решение о реализации контрактов по продаже оружия только в случае чрезвычайной ситуации (обострения военного конфликта, необходимости оказать помощь государству для ликвидации угрозы агрессии против него и т.п.). Но такое президентское право пытаются конгрессмены отменить. Это связано с тем, что Трамп в прошлом году своим волевым решением хотел продать оружия на 8 млрд долл. Саудовской Аравии. Законодатели обеих партий тогда выступили против сделки «в связи с поведением королевства в войне в Йемене, а также после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги», – напомнил Родюков.

Однако ситуация не так проста. «У Трампа есть поддержка и в Конгрессе, и в обществе, и, что самое важное, в военно-промышленных кругах, для которых предложение об упрощенном процессе продажи оружия дает возможность сделать больше военной продукции, создать новые рабочие места и получить дополнительную прибыль, – уверен военный эксперт, генерал-лейтенант запаса Юрий Неткачев. – В условиях распространения коронавирусной инфекции по всему миру, когда экономики стран, по сути, остановились, но действует военное производство, это немаловажно. Значит, в США политики и президент будут искать консенсус в этом вопросе. На России, Китае и других странах, торгующих оружием, это может сказаться не лучшим образом. И не случайно, проводя в апреле совещание по проблемам военно-технического сотрудничества, на такой аспект обратил внимание президент Владимир Путин». Тогда президент подчеркнул, что России «потребуется гибкая и оперативная корректировка форм и методов работы, предстоит искать эффективные пути, чтобы сохранить ведущие позиции России по экспорту продукции военного назначения». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Владимир Скосырев

США и Южная Корея ищут способ помешать сотрудничеству РФ с КНДР

0
1598
Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Европа опасается новых нападений исламистов

0
1059
Звук лопнувшей струны

Звук лопнувшей струны

Максим Артемьев

От ковра-самолета к вишневому саду

0
985
Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.03.24

0
1414

Другие новости