0
4187
Газета Экономика Печатная версия

17.01.2022 20:38:00

Онлайн-ретейлеры ведут охоту на потребителей

Традиционная розница все больше проигрывает по ценам

Тэги: онлайн продажи, розничная торговля, цены, пандемия, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

онлайн продажи, розничная торговля, цены, пандемия, коронавирус Российские потребители вошли во вкус онлайн-покупок. Фото РИА Новости

Доля онлайн-продаж в обороте розничной торговли в РФ в 2021-м почти достигла 10%. В случае же продовольственной розницы, по экспертным оценкам, показатель может быть в разы выше в зависимости от региона и продавца. Как пояснили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), наличие двух каналов продаж сегодня естественно для ретейла. Как сообщили другие эксперты, идет борьба за потребителей, которых онлайн-ретейлеры переманивают у обычных магазинов или друг у друга более низкими ценами. Но есть и перекосы: иногда, делая покупки из дома, условно говоря, можно сэкономить на яйцах, прогадав на соде.

Доля онлайн-продаж в структуре российской розницы – около 10%. В обороте крупных и средних торгующих организаций в ноябре 2021-го она достигла, по Росстату, 9,2%. С учетом данных АКИТ, в целом за год это уже свыше 3 трлн руб.

В топ-5 самых популярных товаров в интернете второй год подряд входят продукты питания. Как сообщил «НГ» президент АКИТ Артем Соколов, на них приходится почти десятая часть всех заказов: 9,6% в общем обороте электронной коммерции по итогам 11 месяцев 2021 года. То есть эту долю можно оценить примерно в 300 млрд руб.

Если же говорить о базовых продуктах питания повседневного спроса, то «на покупки онлайн приходится 6%», сообщила «НГ» директор по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина. «Доля онлайн-рынка в России растет преимущественно за счет новых игроков», – пояснила она.

Как отметил Соколов, сложно сказать, какая именно часть объема продовольственной розницы перешла в онлайн, ведь онлайн-канал как альтернативная форма взаимодействия с покупателем «сегодня есть практически у всего ретейла», наличие двух каналов продаж позволяет охватить огромную аудиторию, простимулировать клиентскую активность, создать условия, при которых клиент вернулся бы снова. «И показатели онлайн-продаж в структуре общей выручки у всех очень разные – от 1 до 25%», – отметил Соколов.

«Российский рынок электронной коммерции находится в фазе активного развития, демонстрируя двузначный и трехзначный рост по всем показателям, мы можем смело говорить о преодолении барьеров при переходе потребителя из офлайна в онлайн, – сообщила, в частности, директор формата цифровых продаж «АШАН Ретейл Россия» Марина Туран. – В нашем случае доля интернет-торговли в 2021 году выросла с 0,3 до 5% от торгового оборота компании». В планах к 2023-му довести ее до 20%.

«Перспектива сокращения традиционных форматов торговли есть, но чтобы реализовать ее в России в полной мере, потребуется время, – говорит аналитик «Фридом Финанс» Сергей Кашин. – Основная проблема – развитие инфраструктуры». Как уточнил профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов, направление онлайн-продаж может быть и убыточным – за счет того, что требуется создание офлайн-инфраструктуры, привязка к ней онлайн-ресурса, трансформация бизнес-процессов. По его словам, доля онлайн-продаж увеличивается в мегаполисах и «теряется» в сельской местности, малый и средний бизнес информацию об онлайн-продажах не афиширует.

Доля традиционной торговли в России внушительна, хотя, как замечает Сидорина, на протяжении нескольких лет она все же за некоторым исключением в виде «фреш-сегмента» (продаж на рынках и т.п. фруктов и овощей) снижается. Сказывается удобство альтернативных онлайн-форматов: на одной площадке можно закрыть все потребности сразу.

Кроме того, в онлайне у покупателя появляется больше возможностей оперативно сравнить на разных площадках цены, найти промопредложения, скидочные акции. За потребителей в интернете сейчас идет борьба – одних пытаются привлечь, других удержать различными выгодными предложениями. «И если отталкиваться не от цены продажи, а от цены покупки, она, безусловно, низкая, – пояснила Сидорина. – Цена остается ключевым фактором выбора покупателя».

Об этом говорят и представители отрасли. «Популярность онлайн-доставки растет: если в 2020-м курьеры доставляли в пиковые дни около 70 тыс. заказов в день, то в этом декабре – 216 тыс. заказов в день, – сообщили в пресс-службе СберМаркета. – Растет частотность заказов, пользователи стали делать покупки чаще и с меньшим чеком. Популярность онлайн-доставки связана в том числе с возможностью купить товары более выгодно».

Теперь активно развивается и быстрая доставка. «Сейчас она составляет больше 30% заказов», – продолжили в пресс-службе.

По словам директора по ассортименту и ценообразованию «Утконос Онлайн» Елены Пудичевой, самый простой способ привлечения покупателей – установить выгодную цену на товар. Сравнение цен на онлайн-площадках не требует много времени и усилий. И все онлайн-ретейлеры, по ее уточнению, очень внимательно относятся к ценам на базовые продукты.

«Частично это также связано с разными операционными затратами в офлайне и онлайне, а также со значительными инвестициями в развитие онлайн-каналов продаж», – пояснила Пудичева.

«В период пандемии мы наблюдали определенную волатильность в потребительском спросе, хотя интерес к онлайн-сервисам рос достаточно стабильно, – сообщили в пресс-службе Х5 Group. – Традиционно наибольший рост доли цифровых бизнесов Х5 наблюдался в Москве и Московской области: в третьем квартале 2021-го она достигла 3,6% в консолидированной выручке Х5 по сравнению со средним значением в 2%».

Но рынок онлайн-продажи товаров повседневного спроса точно не ограничен столичными регионами. «Все крупные игроки представлены в десятках городов. Этот потенциал еще не исчерпан», – уточнили в пресс-службе.

Также в Х5 Group обратили внимание на то, что «рынок онлайн-сервисов в фуд-ретейле делится на разные миссии и форматы, в каждом из которых присутствуют различные игроки». Когда речь идет об экспресс-доставке из магазинов, цены в приложении соответствуют ценам в конкретном магазине, откуда осуществляется доставка. Если же речь идет об онлайн-магазинах, осуществляющих доставку из дарксторов (со специальных складов), тогда их ценовая политика формируется вне зависимости от офлайн-сетей.

«Базовые продукты в сервисах доставки действительно иногда стоят дешевле, чем в офлайне, – комментирует руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. – Продавцам выгодна торговля через сервисы доставки, и они ее стимулируют». Доставка продуктов с промежуточных складов позволяет сэкономить на аренде.

«Дешевле стоит то, что уже есть в дарксторах и не требует времени на логистику. Чем шире линейка имеющихся в дарксторах товаров, тем меньше может быть наценка», – поясняет старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова.

Хотя, как говорит аналитик компании «Финам» Анна Буйлакова, доставка продуктов накладывает другие издержки: на сборку, логистику, поддержание IT-систем.

Сервисы доставки могут предложить покупателям на некоторые позиции цены ниже, чем в офлайн-магазинах, однако, как уточнила эксперт, стоит помнить о существовании таких тактик, как, например, ценовое лидерство, когда ретейлер продает товар в убыток или с минимальной наценкой с целью привлечения клиента в магазин и получает прибыль уже от других товаров, которые были приобретены этим же покупателем.

Еще сервисы могут устанавливать минимальную стоимость заказа для доставки или для бесплатной доставки, и тогда они «выигрывают» часть клиентской выгоды за счет товаров, добавленных в корзину, чтобы «добить» заказ до минимальной суммы, пояснила Буйлакова. В случае же экспресс-доставок конкурируют уже не по цене, а по другим параметрам.

Несмотря на примерно одинаковые ценовые предложения, за доставку иногда приходится доплачивать, зато экономится время, говорит управляющий партнер коммуникационного агентства Svoboda Марк Шерман. По его прогнозу, доля онлайна будет постоянно увеличиваться, в пределах 15–20% за год: «Будет соревнование за время доставки».

Кроме того, как показал анализ некоторых предложений, случаются и иные ценовые перекосы. Стоимость одних и тех же товаров (одного бренда и веса) может порой отличаться в разы.

Так, яйца определенного бренда на одних онлайн-площадках могут стоить 70–100 руб. за десяток, а на других – уже 120 руб., что также соответствует предложениям в некоторых магазинах традиционного формата. Допустим, стоимость сливок одного и того же бренда и одной и той же жирности может у одного онлайн-ретейлера составлять около 77 руб. за пачку 480 г, а у другого – 85, что, однако, будет чуть дешевле, чем в некоторых обычных магазинах. И одновременно с этим некоторые онлайн-сервисы те же самые сливки продают уже за 135 руб. Пищевая сода от одного и того же производителя весом 500 г может в обычных магазинах стоить около 30 руб., а в онлайне от 40 до 165 руб.

Так что, видимо, лучшей стратегией для потребителя становится лавирование между разными ретейлерами, форматами торговли и скидочными акциями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
1053
Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
1082
Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Михаил Сергеев

Потребление молока в России вернулось к уровню тридцатилетней давности

0
2458
Цены на бензин отражают сокращение производства

Цены на бензин отражают сокращение производства

Ольга Соловьева

Бюджетные выплаты нефтяникам не прекратили подорожания некоторых видов топлива

0
4456

Другие новости