0
7144
Газета Экономика Печатная версия

25.12.2022 19:57:00

Ландшафт отечественного рынка спиртных напитков кардинально изменился

В России состоялось успешное алкогольное импортозамещение

Тэги: санкционная война, спиртные напитки, алкогольное испортозамещение, параллельный импорт

Все статьи по теме "Санкционные войны"

санкционная война, спиртные напитки, алкогольное испортозамещение, параллельный импорт Фото Pixabay

Уход крупнейших западных поставщиков с российского рынка существенно изменил его ландшафт. Теперь на полках магазинов доминируют российские сорта виски, сухих или игристых вин. В стране, как объясняют эксперты «НГ», произошло вполне успешное алкогольное импортозамещение виски, джина и рома. Российские производители занимают уже половину рынка сухих вин.

Россияне в 2022 году нарастили потребление отечественных игристых вин на четверть к аналогичному периоду 2021 года, сообщили аналитики Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Рост производства отечественных игристых вин они связывают с введением ограничений на ввоз продукции зарубежных производителей, а также успешным годом для виноградарства: в 2021 году из-за природных катаклизмов производители сокращали объемы производимой продукции.

Дефицита алкоголя в преддверии Нового года не предвидится, сообщил накануне председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. По его словам, сейчас ушедшие бренды замещены новыми поставщиками, а цены даже снизились на фоне благоприятного для импорта курса рубля к иностранным валютам. При этом за время перебоев с поставками выросла популярность российского вина.

По данным Росалкогольрегулирования, производство алкоголя в январе–октябре 2022 года выросло на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составило 158,7 млн декалитров (дал). Водки выпустили 67 млн дал (рост на 7,7%), коньяка – 7,2 млн дал (14,7%). Производство ликеро-водочных изделий крепостью до 25% снизилось на 74,3%, а крепостью более 25% – выросло на 42,6%.

Производство винодельческой продукции увеличилось на 7,5% и составило 51,8 млн дал. В том числе производство вина выросло на 9,1% и превысило 27 млн дал. Больше всего вырос выпуск ликерных вин – в 5,2 раза, до 850 тыс. дал. Ликерными винами у нас называют сладкие напитки с 20–35% сахара и крепостью 12–16%.

Производители торопятся удовлетворить спрос на «сладенькое». Всего в январе–ноябре этого года в РФ, по данным все того же Росалкогольрегулирования, было продано 101,2 млн дал алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 3,4% больше, чем год назад. Продажи виноградных вин за 11 месяцев 2022 года составили 48,2 млн дал, это только на 0,6% превышает показатель прошлого года. Темпы роста продаж шампанских и игристых вин были выше – 8,5%, всего продали 14,9 млн дал. Водки ушло потребителям в розницу на 6% больше (68,8 млн дал), коньяка на 4,5% больше (11,1 млн дал.). А вот других ликеро-водочных изделий крепостью выше 25 градусов – 10,2 млн дал, это на 27,5% больше. Наибольшими темпами росли розничные продажи именно ликерных вин – почти в 2,5 раза, 655,2 тыс. дал.

Изменения алкогольного ландшафта видны и по отношению к «плодово-выгодным» напиткам: реализация фруктовых вин снизилась на 18,2%, до 9,3 млн дал. Почти на 53%, до 13,6 млн дал выросли продажи слабоалкогольной продукции.

Рост производства – это отлично, но на самом деле все не так «громко», сказал «НГ» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Продажи игристых вин в России в 2022 году выросли всего на 8%, а вина – менее чем на 1%. Ничего грандиозного. Рост продаж связан с тем, что средний класс сидит дома, в России, в 2022 году путешествий в четыре раза меньше по сравнению с 2021 годом. Продажи игристых выросли еще и на замещении игристыми винами части импортных тихих вин», – говорит он.

С импортозамещением получилось не так, как хотелось бы, говорит эксперт. «Импорт вина в 2022 году упал всего примерно на7%, то есть обвала нет. А импорт игристых вообще вырос на 7%. Импортозамещения серьезного не произошло по той причине, что потребитель импортного вина и игристого в России – исключительно средний класс. Он не захотел решительно отказываться от импорта даже в кризис 2022 года», – говорит Дробиз.

«С российского алкогольного рынка безвозвратно ушли Louis Vuitton Moet, Hennessy, Bacardi Martini, Pernod Ricard, Diageo. Продукция этих брендов не разрешена к параллельному импорту. В то же время продукция компаний, производящих, например, бурбон Jim Beam, виски Jack Daniels, бальзама Jägermeister и других – разрешена к такому виду импорта», – рассказал «НГ» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

По его словам, правообладатели выступают против параллельного импорта. «У крупных брендов, которые не разрешено «параллелить», были представительства в России, они даже создали Комитет производителей алкогольной продукции, довольно успешно представляющий их интересы. Отсутствие продукции этих компаний в списке параллельного импорта говорит, с одной стороны, о том, что им удается защищать свои права даже после ухода с российского рынка, с другой стороны, о перспективах их возврата», – считает Шапкин.

По словам эксперта, в РФ в любом случае идет процесс активного замещения импортных брендов. «Уже больше половины рынка виски обеспечено российскими производителями, хоть все российские бренды скромно выпускаются под английскими названиями. В 2022 году производство виски в России выросло на 35%. Всего рынок оценивается в 8 млн дал ежегодно», – говорит он.

Растет производство российского джина. «В этом сегменте наши производители преуспели, импортозамещение превысило 80%, рост производства в 2022 году – почти в четыре раза. Всего рынок оценивается в 3,5 млн дал», – отмечает Шапкин.

В России в шесть раз выросло производство рома. «Обьемы производства пока сравнительно небольшие – 2,5 млн л при общем рынке в 45 млн в год. Пока на нашем рынке доминируют доминиканский и пуэрто-риканский ром, импорт снизился незначительно – на 15%», – продолжает эксперт. При этом он подчеркивает, что ром и виски просто разливаются в России из импортных дистиллятов.

«Текила в России пока не разливается, – говорит Шапкин. – В список параллельного импорта включен ряд брендов текилы. Дефицит текилы будет покрываться как параллельным импортом, так и новыми контрактами с производителями, которые не выходили на российский рынок. Следует отметить, что 9 из 10 самых продаваемых брендов текилы в мире принадлежат транснациональным корпорациям, которые ушли с российского рынка. Спрос на текилу растет ускоренными темпами как в США, так и в Европе. Так что нас ждет рост цен».

Производство коньяка в России выросло на 13,5% в 2022 году. По итогам года будет произведено примерно 9 млн дал. Общий рынок примерно 12 млн дал, приводит цифры Шапкин. «Грузия и Армения ввозят вместе около 9 млн л коньяка. Импорт из Грузии вырос более чем на 20%. Поскольку Евросоюз запретил экспортировать в Россию только напитки стоимостью более 300 евро, открываются перспективы для замещения продукции ушедших брендов европейскими производителями из разных стран. Следует ждать большего разнообразия импортных коньяков, арманьяков, бренди, дивинов и прочего в 2023 году», – рассуждает эксперт.

Объем рынка сухого вина в РФ составляет около 53 млн дал в год, и он остался практически на уровне прошлого года. «Более половины рынка приходится на российскую продукцию, – говорит Шапкин. – Ни одного сильного транснационального бренда вина на российском рынке нет. По большому счету россиянам все равно, под каким брендом продается импортное вино. Имеет значение цена и страна происхождения. Ну и категория вина. Дефицита не ожидается. Существенного роста цен тоже, если только со стороны РФ не будут введены новые ограничения типа проверки качества импортных вин». 


статьи по теме


Читайте также


Машины не для жизни

Машины не для жизни

Анастасия Башкатова

Почти 70% легковых автомобилей, которыми пользуются россияне, выпущены до 2014 года

0
2953
В Центробанке предлагают развивать экономику безынфляционно

В Центробанке предлагают развивать экономику безынфляционно

Ольга Соловьева

Регулятор просит бизнес "не залезать в карманы людей"

0
2306
России готовят аграрный бойкот

России готовят аграрный бойкот

Михаил Сергеев

Чиновники ЕС хотят переключить недовольство фермеров на сельхозпродукцию из РФ

0
4361

Другие новости