0
3461
Газета Экономика Печатная версия

13.04.2023 16:20:00

Бизнес не заметил экологических послаблений

Компании продолжают развивать зеленые проекты в отсутствие зеленого финансирования

Тэги: бизнес, экология, зеленая экономика, природа, промышленность, технологии


бизнес, экология, зеленая экономика, природа, промышленность, технологии Административной нагрузки на бизнес меньше не становится, констатировали участники заседания. Фото © Дмитрий Тур

В прошлом году российские власти, разрабатывая антикризисные меры в экономике, объявили о регуляторно-надзорных послаблениях для бизнеса, в том числе экологических. Расчет был понятным: дать компаниям больше свободы в условиях экономической нестабильности и прессинга санкций. Впрочем, как показало прошедшее на днях заседание Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров, заявленные послабления остались во многом декларациями – во всяком случае, административной нагрузки меньше не стало. При этом бизнес сам заинтересован продолжать экологизацию, а со стороны государства ему не хватает равноправного диалога и большей поддержки зеленых проектов.

«Год назад мы обсуждали, как после февральских событий компании будут реализовывать свои экологические проекты, и тогда было много позитива и оптимизма, – напомнила сопредседатель комитета, директор департамента внешних коммуникаций Эн+ Ольга Санарова. – Но потом бизнес столкнулся с нарушением логистических цепочек, отказом поставщиков от выполнения обязательств, повышением цен, потерей кадров. В этой ситуации государство начало принимать меры поддержки, среди которых было задекларировано послабление экологического регулирования. Возникают вопросы: какие действия реально были предприняты и как они повлияли на бизнес?»

Старший юрист «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Роман Ишмухаметов назвал два регуляторных смягчения в сфере экологии, на которые пошли власти: это «перенос вправо» сроков получения комплексных экологических разрешений и достижения целевых показателей по сокращению выбросов в рамках проекта «Чистый воздух». При этом государство продолжило активно выстраивать каркас зеленой экономики. Углеродное регулирование, поддержка электротранспорта, развитие системы обращения с отходами – во всех этих сферах есть заметный прогресс. А бизнес продолжил осваивать зеленую повестку. В частности, интерес рынка к отбору проектов возобновляемой энергетики, претендующих на господдержку, зашкаливал, обратил внимание эксперт.

Однако в части административной нагрузки ситуация лучше не стала, констатировали многие участники заседания. Хотя власти объявили широкий мораторий на плановые проверки и руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова год назад объявила об отмене 6 тыс. таких мероприятий. При этом недавно она сообщила, что за 2022 год ведомство провело те же 6 тыс., но уже внеплановых проверок. И по итогам практически по каждой наложено административное взыскание, а то и не одно. «Стало полегче, чем в 2021 году. Но по сравнению с пандемийным 2020 годом плановых проверок приблизительно столько же, а внеплановых – почти в два раза больше», – отметил партнер юридической фирмы Orchards Юрий Аксенов.

Бросаются в глаза еще и такие показатели работы Росприроднадзора, как предъявленный и взысканный ущерб, нанесенный компаниями окружающей среде. Юрий Аксенов привел данные, согласно которым в 2020 году ведомство оценило вред экологии от действий компаний в сумму около 8,5 млрд руб., в 2022 году – почти в 79 млрд: рост почти в 10 раз. «Очень сильно смущает взысканный ущерб: выставляют огромные суммы, но «отбить» в суде получается не больше 10%, – заметил юрист. – Это большой риск для бизнеса: против тебя выдвинули огромные требования, а теперь опровергай их в суде. Ущерб считают по максимуму, предъявляют по максимуму и явно не собираются сворачивать с этой позиции».

«Административный прессинг со стороны контрольно-надзорных органов ни в коем случае не уменьшился, никаких послаблений, требования стали жестче и предметнее», – подтвердил заместитель директора по устойчивому развитию – директор департамента экологии и климатического регулирования алюминиевой компании РУСАЛ Иван Ребрик. При этом у бизнеса много замечаний к взаимодействию с чиновниками. В частности, есть масса вопросов по квотированию и моделированию выбросов в рамках федерального проекта «Чистый воздух». «Проектный офис нас слышит, Росприроднадзор – нет. Но ведь все должно решаться во взаимодействии, за столом переговоров», – подчеркнул Иван Ребрик.

Изменения в экологическом законодательстве тоже могут быть источником риска для бизнеса. Так, много претензий к закону об отходах производства и потребления, который недавно вступил в силу. «Приравнивание вторичных материальных ресурсов к отходам со всей сопутствующей регуляторикой отбивает всякое желание вообще заниматься этой темой», – признался Иван Ребрик. А такая норма закона, как исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением в ряде случаев повышающего коэффициента 52, а то и 1300 (в случаях, когда за три года вторичное сырье не нашло покупателя на рынке, так бывает) – это антистимул вовлечения отходов в хозяйственный оборот, считает представитель РУСАЛа.

При этом бизнес вовсе не избегает экологической ответственности. Тот же РУСАЛ является одним из лидеров экологической модернизации: за последние 10 лет направил на природоохранные цели около 1 млрд долл., снизил выбросы загрязняющих веществ более чем на 35%, образование и размещение отходов производства – более чем на 5 млн т, более 82% отходов производства отправляется на переработку.

Экологическая регуляторика развивается быстро, к примеру созданы реестр углеродных единиц и таксономия климатических проектов – но важен результат, количество таких единиц и проектов, подчеркнул директор по устойчивому развитию компании Эн+ Антон Бутманов. А с этим пока большие проблемы. Так, много говорят про растущую отрасль возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – и гораздо меньше о том, какую незначительную долю они составляют во всей энергосистеме страны.

«Зеленое финансирование только декларируется, реально его нет и рассчитывать на его ускоренное развитие нельзя, – продолжил Антон Бутманов. – Доступных длинных денег в экономике нет. А все проекты модернизации дорогие. К примеру, у нас было поручение руководства на все источники выбросов установить датчики. Но и датчиков в таком количестве в стране нет, и финансирования на миллиарды рублей – тоже нет».

Государству нужно синхронизировать экологическую стратегию с другими направлениями, добавил Антон Бутманов. Так, сейчас отдельно есть федеральный проект «Чистый воздух», а отдельно – планы газификации жилого сектора Иркутской области, согласно которым она вырастет с 1% лишь до 3–4%, отметил Антон Бутманов (притом что газификация замещает распространенное в регионе печное отопление, что положительно влияет на качество воздуха). Кроме того, по его словам, нужна более активная роль государства на углеродном рынке. «Мало сформировать регуляторику, – уверен он. – Поскольку государство создало реестр углеродных единиц – может, оно станет и первым их покупателем, задаст вектор, а дальше уже подключится рынок?».

Цементная компания ЦЕМРОС давно начала работу по экологической модернизации своих заводов, рассказала директор по стратегическому развитию Татьяна Пригожина. При этом есть новые предприятия, где применяются современные технологии, а есть те, которым больше 50 лет – на их обновление требуется много времени и денег. «Зеленое финансирование де-факто привлечь не можем, нужны зеленые субсидии на приобретение оборудования», – отметила она.

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, независимый директор Евгений Шварц предостерег от снижения экологических требований и отказа от международных углеродных стандартов. «Мы лишим себя экологически более чувствительных, но экономически более выгодных экспортных рынков», – пояснил он.

Позицию государства на заседании изложил заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Дроздов. Парламентарий отметил, что общее количество проверок бизнеса сократилось с 1,5 млн в 2019 году до 350 тыс. в 2022-м, причем мораторий на плановые проверки будет действовать восемь лет. Депутат обратил внимание на такие меры поддержки бизнеса, как финансовая помощь и смягчение сертификации комплектующих в условиях дефицита и параллельного импорта.

При этом важно сохранить баланс – не допустить злоупотреблений и ущерба экологии, подчеркнул он. Участники заседания сошлись в том, что экологические вопросы сохраняют актуальность и важность для российского рынка.


Читайте также


Вопросы безопасности вокруг АЭС «Фукусима-1» пока не имеют ответа

Вопросы безопасности вокруг АЭС «Фукусима-1» пока не имеют ответа

Наталия Гопаненко

0
2125
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
4294
Шольца побуждают теснее сотрудничать с Китаем

Шольца побуждают теснее сотрудничать с Китаем

Олег Никифоров

Переговоры в Пекине показали раскол между политическими и экономическими интересами германских элит

0
1598
Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Василий Столбунов

0
1384

Другие новости