Иран может перекрыть Ормузский пролив, по которому идут танкеры с сырьем. Фото Reuters
Дальнейшая эскалация конфликта между Ираном и Израилем в перспективе может привести к исчезновению с рынка около 1,5 млн барр. нефти в сутки (б/с) и около 20 млрд куб. м газа. Что хуже, Иран может перекрыть Ормузский пролив, через который проходит 30% мировых поставок сжиженного природного газа (СПГ) и 20% всей мировой нефти. Это, очевидно, подтолкнет сырьевые цены вверх, что выгодно для российского бюджета, считают эксперты. Выпадающие объемы углеводородов компенсировать можно, но вряд ли поставщики сырья будут излишне торопиться, надеясь на рост цен. Дополнительным негативным последствием конфликта для России станет необходимость разработки новых логистических маршрутов и, как следствие, увеличение сроков поставок.
В пятницу Израиль начал военную операцию против Ирана, нанеся удары по различным объектам и военным базам. Иран, в свою очередь, начал ответные меры против Израиля, запустив более 100 беспилотников по территории еврейского государства.
Сразу после удара Израиля по Ирану мировые рынки открыли торги в заметной панике – эталонный сорт нефти Brent подскочил сразу на 13%, до 78,5 долл. за баррель, однако впоследствии отскочил до 74 долл. Золото прибавило в цене почти 50 долл. за унцию, достигнув максимума в 3445 долл. Биржевые цены на газ в Европе в пятницу на фоне атак поднимались на 4% – до 450 долл. за 1 тыс. куб. м.
Собственно атакам уже подверглись объекты газовой инфраструктуры Ирана. В частности, Израиль атаковал сухопутный газоперерабатывающий завод в порту Канган, куда поступает газ с месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе. Как сообщается, из-за пожара на объекте была остановлена одна добывающая платформа в Персидском заливе, чья мощность по переработке может составить 12 млн куб. м газа в сутки.
Удары Израиля по газовой инфраструктуре Ирана могут привести к резкому повышению цен на газ в ЕС, а значит, и стоимости его импорта для Украины, объявил в воскресенье экс-глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. По его мнению, Турция не сможет перенаправить в Европу значительные объемы газа, поступающего из РФ, способные заменить иранский трубопроводный газ.
«Турция будет вынуждена либо уменьшать поставки газа в ЕС, либо увеличивать долю более дорогого сжиженного природного газа (СПГ)», – говорит он.
Эксперты не исключают дальнейшей эскалации конфликта и даже полномасштабной войны между Тегераном и Тель-Авивом с участием и третьих стран. Обострение конфликта между Ираном и Израилем может привести к различным последствиям как для мировой экономики, так и отдельно для РФ.
Иранские СМИ со ссылкой на заявления члена комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Исмаила Коусари сообщают о таком развитии событий, как закрытие Ормузского пролива.
Через этот пролив поставляется 20% всей мировой нефти, и его закрытие приведет к резкому сокращению поставок нефти на мировой рынок. Кроме того, через Ормузский пролив проходит 30% мировых поставок СПГ. Как замечают западные агентства, Греция и Великобритания уже рекомендовали своим торговым судам быть осторожнее. Рейсы через Ормузский пролив теперь подлежат регистрации. А владельцы нефтяных танкеров меняют маршруты, избегая пролива.
Главное последствие для нефтяного рынка – рост цен. Однако возможный «разлет» прогнозов по динамике нефтяных котировок самый разнообразный. Иранские СМИ предполагают, что цены на нефть могут вырасти до 250 долл. за баррель. Российские чиновники говорят о росте цен до 130 долл. в случае закрытия пролива.
Закрытие пролива действительно станет шоком для мирового рынка, соглашается эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Цены на нефть подскочат до 100 долл. за баррель минимум. Иран предупреждал, что сделает это в случае экзистенциальной угрозы. Хотя сценарий наименее вероятный», – рассуждает он. Кроме того, перекрытие пролива приведет не только к росту цен на нефть, но и к росту транспортных и страховых издержек.
Аналитики также ожидают, что уже с понедельника обострение конфликта между Ираном и Израилем отразится и на европейских рынках, в частности это приведет к росту цен на бензин в странах Европы.
Аналитики из компании ING полагают, что любая эскалация, которая приведет к перебоям в поставках иранской нефти, приведет к росту цен. «Иран добывает примерно 3,3 млн барр. сырой нефти в сутки и экспортирует около 1,7 млн б/с. Потеря этих экспортных поставок уничтожит излишек, который ожидался в четвертом квартале этого года, и подтолкнет цены к 80 долл. за баррель. Однако мы считаем, что цены в конечном итоге установятся в диапазоне 75–80 долл. за баррель. ОПЕК располагает 5 млн барр. в день свободных производственных мощностей, поэтому любые перебои с поставками могут побудить ОПЕК вернуть эти поставки на рынок быстрее, чем ожидалось», – подчеркивают экономисты.
Куда более серьезный сценарий – это если эскалация приведет к сбою в судоходстве через Ормузский пролив. «Это может повлиять на потоки нефти из Персидского залива. Значительного сбоя в этих потоках будет достаточно, чтобы цены поднялись до 120 долл. за баррель. Резервные мощности ОПЕК не помогут рынку в этом случае, учитывая, что большая их часть находится в Персидском заливе», – указывают в компании.
![]() |
Атака на газовые объекты Ирана может дополнительно подстегнуть рост цен на сырье. Фото Reuters |
Юшков напоминает, что один из важнейших покупателей иранской нефти – Китай. По его мнению, это подталкивает Штаты включиться в конфликт, так как Вашингтону не столько необходимо надавить на Иран, сколько лишить Китай одного из наиболее выгодных поставщиков. «Иранская нефть идет со скидкой, и соответственно для Китая это выгодно: большие объемы, примерно 1,5 млн барр. в сутки (б/с), дешевле чем общемировые цены», – рассуждает эксперт.
Если убрать с рынка эти 1,5 млн б/с экспортных мощностей Ирана – это, конечно, приведет к общему росту цен на нефтяные котировки.
России рост цен тоже выгоден. «Российский сорт стоит примерно на 10 долл. дешевле, чем Brent. Сейчас он (Brent. – «НГ») поднялся в район 75 долл. за баррель, то стоимость российского сырья вышла в район 65. Это в любом случае позитивно для нас, это допдоходы и компаний, и бюджета», – подчеркивает Игорь Юшков. Напомним, ранее из-за снижения цен на нефть властям пришлось проводить пересмотр параметров бюджета. Эксперты не исключают, что подорожание российской нефти на 10 долл. за баррель может увеличить поступления в казну на 2–3 трлн руб. в год.
Впрочем, конфликт Ирана и Израиля будет негативно влиять не только на сырьевые рынки, но и на авиаперевозки. На фоне атак международные авиакомпании начали менять маршруты своих рейсов. В частности, российские авиакомпании отменили ряд рейсов между Москвой и Тегераном, Москвой и Дубаем. Были отменены рейсы и в Израиль. Также отмечалось, что часть рейсов в Дубай, Доху и Мале теперь будет выполняться через воздушное пространство Пакистана. Международные компании сообщали о приостановке рейсов в Иран, Ирак, Иорданию, Ливан, Израиль, Сирию.
Позднее Росавиация проинформировала о необходимости корректировки расписания отдельных рейсов российскими авиакомпаниями. Ведомство также ввело на две недели запрет на выполнение полетов российскими перевозчиками в воздушном пространстве Израиля, Ирана, Иордании и Ирака.
Минэкономразвития (МЭР) РФ в воскресенье опубликовало рекомендацию для российских граждан воздержаться от поездок в Иран и Израиль «до нормализации обстановки». Российским туроператорам было рекомендовано приостановить продажу туров в эти страны.
По мнению представителей туротрасли, влияние конфликта на международные перевозки будет зависеть от его продолжительности. Если ограничения сохранятся надолго, то у авиаперевозчиков появятся дополнительные расходы на технические посадки, дозаправку и увеличение времени в пути. В таком случае, возможно, стоимость перелетов и туристических путевок будет пересмотрена в долгосрочной перспективе, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
Как замечает доцент Финансового университета Михаил Хачатурян, для России негативным последствием конфликта между Израилем и Ираном станет необходимость разработки новых логистических маршрутов и, как следствие, увеличение сроков поставок по транспортному коридору «Север–Юг». «Альтернативным маршрутом в данном случае выглядит перенаправление поставок через территорию Китая и далее через Хабаровский и Приморский края либо морским путем через порты Находка и Владивосток», – говорит эксперт.
«Иран – важная часть транспортного коридора «Север–Юг». Его экономический потенциал велик, так как коридор может проложить альтернативный Суэцкому каналу сухопутный маршрут между Россией (и далее – Европой) и Китаем, Индией, другими странами Ближнего и Дальнего Востока. Иран в этой схеме не обойти чисто территориально. Но в условиях постоянных авианалетов, как мы все понимаем, становится несколько не до обновления железнодорожной и портовой инфраструктуры», – продолжает член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев.
Другим важным негативным фактором для РФ становится нарушение или значительное удлинение авиационных перевозок между Россией и странами Персидского залива, которые в последние годы стали не только важными направлениями для отечественного выездного туризма, но и перевалочными хабами для поездок россиян в Европу, продолжает Хачатурян. «Это неизбежно в перспективе приведет к росту издержек авиакомпаний, а значит, и росту стоимости как грузовых, так и пассажирских авиаперевозок», – считает экономист. Но, разумеется, нарушение авиасообщения является негативным не только для России, но и для всего мира.
Эксперт также согласен с тем, что в случае перекрытия Ираном Ормузского пролива, через который на мировой рынок поступает 80–90% ближневосточных углеводородов, это приведет к росту цен на нефть до 90 долл. за баррель. «Если конфликт затянется на полгода, то цены достигнут отметок в 100 долл. и выше. Следовательно, стоимость российской нефти Urals в первом случае может составить 60–70 долл. за баррель, а во втором – уже 80–90 долл.», – рассуждает Михаил Хачатурян.
«Для российской экономики последствия конфликта будут в первую очередь отличаться длительностью периода получения дополнительных доходов от экспорта нефти и масштабом самих этих доходов. Но рано или поздно рынок все равно сбалансируется и цены вернутся к фундаментальным показателям. Причем скорее рано – США мало заинтересованы в росте цен на нефть», – говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
По словам эксперта, ряду отраслей конфликт принесет потери. «Недавно появились сообщения о возгораниях в Бушере, где Россия строит для Ирана АЭС. Вероятное сокращение экспорта нефти Ираном скажется и на его возможностях оплачивать импорт. Возможно сокращение закупок древесины, металлов и других категорий российского экспорта, а также замедление реализации инфраструктурных проектов», – полагает Копейкин.
В глобальном же масштабе рост цен на энергоносители приведет к дальнейшему ухудшению положения крупнейшей экономики мира США, а также к стагнации в экономике Евросоюза.