Платформенную экономику хотят сделать источником роста ВВП.
Фото Reuters
Правительство обещает ускорить развитие в Россию новой экономики, к которой относят креативные индустрии и так называемую платформенную экономику. Такая новая экономика должна стать источником роста ВВП в России, уверены чиновники. Однако пока развитие новой экономики откладывается: закон о платформенной экономике не могут принять несколько лет. А креативный бизнес, несмотря на желания чиновников стать источником развития регионов, предпочитает концентрировать свою деятельность не в регионах, а в крупнейших городах. Депутаты пообещали во вторник, 24 июня, принять новый законопроект о платформенной экономике в ближайшие недели – то есть до конца весенней сессии.
В правительстве РФ также планируют ускорить согласование основных положений закона о платформенной экономике. Премьер РФ Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко максимально ускорить работу над этим законопроектом. Это поручение было озвучено после того, как президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) попросил Госдуму ускорить принятие законопроекта о платформенной экономике. Глава государства подчеркнул, что необходимо создавать условия, при которых российские цифровые платформы будут развиваться и конкурировать с международными гигантами.
В аппарате вице-премьера Григоренко пообещали, что правкомиссия по законопроектной деятельности рассмотрит законопроект о платформенной экономике до конца июня. «Предстоит оперативно подготовить предложения по координации и стыковке информационных и других инструментов поддержки продвижения бизнеса, включая финансовые и гарантийные возможности Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также большие массивы данных по состоянию рынков. Ими обладают в том числе маркетплейсы», – сказал премьер РФ на оперативном совещании с вице-премьерами.
Заметим, утверждение законопроекта о платформенной занятости идет медленно. Так, еще летом 2023 года был подготовлен документ, который регулировал бы стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Мера должна была регламентировать порядок изменения оферт, договоров и их расторжений, урегулировать порядок взимания штрафов и отстаивания споров сторон. В разработке документа принимали участие Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а также практически все крупные российские маркетплейсы. Законопроект был направлен в Минпромторг, но дальше комиссии министерства не прошел.
Осенью того же года появился другой законопроект, который вызвал много критики, так как предлагал приравнять маркетплейсы к традиционным продавцам в части ответственности за товар перед покупателем. Проект предлагал возложить на платформы ответственность за качество товаров, защищая тем самым продавцов от претензий потребителей. Маркетплейсы раскритиковали инициативу, назвав ее «работающей против платформ».
В начале 2024 года сенатор Андрей Кутепов и депутат Госдумы Владимир Гутенев предлагали свой законопроект, который приравнивал маркетплейсы к обычной торговле. И только в ноябре был опубликован проект Минэкономразвития «О платформенной экономике в РФ». Еще в начале общественного обсуждения министерство получило несколько сотен предложений по нему. По множеству ключевых пунктов у министерств друг с другом были разногласия, с частью которых стороны впоследствии согласились. Только в феврале документ был внесен в правительство. Его рассмотрение Госдумой было намечено на первый квартал 2025 года, однако пока этого не произошло.
Сама же платформенная экономика только в прошлом году обеспечила дополнительное производство товаров и услуг на сумму 6,3 трлн руб., сообщал председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. В данном случае понимаются товары и услуги, которые появились в результате деятельности цифровых платформ, например, товары, проданные на маркетплейсах и логистические услуги, оказанные площадками. Оборот крупнейших цифровых платформ в 2024 году составил 12 трлн руб. – это 10 млрд сделок. Около 80% продавцов на цифровых платформах – малые и средние компании. По данным Росстата, в прошлом году на платформах работало от 13 млн до 15 млн человек.
Кроме платформ российские чиновники собираются стимулировать и творческие индустрии, доля которых в ВВП страны должна увеличиться до 6% к 2030 году. На заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с регионами подготовить долгосрочную стратегию развития креативной экономики и запустить федеральный проект в этой сфере.
С начала этого года вступил в силу закон о креативных индустриях. До конца года 70 регионов внедрят стандарты развития и создадут инфраструктуру, объявил Владимир Путин. Одна из целей документа – рост доли креативной экономики до 6% ВВП за счет специализации регионов и создания инфраструктуры для креативного предпринимательства.
«Сегодня работа по этим направлениям уже идет. К ним (креативной экономике. – «НГ») относятся народные художественные промыслы, кинематограф и анимация, исполнительские искусства, музыка, мода, дизайн, архитектура, медиа и средства массовой информации, программное обеспечение, видеоигры и многое другое. Всего таких направлений 16. Это перспективные секторы, которые основаны в первую очередь на интеллектуальной деятельности, где главным ресурсом являются идеи и человеческий капитал. В этих сферах трудятся миллионы людей, которые благодаря своим талантам и мастерству создают востребованные товары и услуги», – рассказал на стратегической сессии о развитии креативной экономики премьер РФ Михаил Мишустин.
В последние годы креативный сектор в России активно развивается. По итогам прошлого года вклад креативной экономики в ВВП России превысил 4% – это 7,5 трлн руб. «Три четверти выручки было обеспечено пятью секторами, это программное обеспечение – софт, реклама, гастрономия, исполнительские искусства и дизайн», – уточнял Мишустин. «За последние семь лет креативный сектор рос в четыре раза быстрее экономики в целом», – добавлял глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Решетников. В Высшей школе экономики (ВШЭ) долю креативных индустрий в ВВП России оценивали в 3,5% по итогам 2023 года, что выше, чем в среднем в мире (3,1% мирового ВВП, по данным ЮНЕСКО) (см. «НГ» от 23.01.25).
«Главная особенность креативной экономики – высокая добавленная стоимость. Когда «придумано» стоит дороже, чем «сделано», – отмечал Максим Решетников. – Креатив – это еще и фактор производительности труда в традиционных отраслях». Росстат оценивает долю валовой добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики в ВВП РФ в 3,4% (1,5 трлн руб.), что на 0,3% больше, чем годом ранее.
Несмотря на то что к креативной индустрии относят 16 сфер, наибольший вклад обеспечивает IT-сектор (на него приходится треть всей креативной экономики), реклама и PR (13%) и гастрономия (10,6%).
В региональном разрезе наибольшая доля предприятий, занятых в креативной экономике, находится в Москве (10%), Санкт-Петербурге (4,6%), Новосибирской области (4,2%), Дагестане (4%) и Калининградской области (3,8%), сообщает Росстат.
Как сообщает Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, на конец 2024 года в России действовало более 193 тыс. организаций креативных индустрий, при этом за последний год появилось почти 16 тыс. новых креативных бизнесов. Свыше половины из созданных в прошлом году креативных бизнесов, пришлось на Москву и Московскую область.