Бюджет 2025 года пересматривали после первого утверждения еще два раза – весной и в начале осени. Такой же процесс переделок, вероятно, предстоит и новому бюджету-2026. Несмотря на предстоящие переделки, уже сегодня важно понять, какая конструкция доходов и расходов была заложена правительством в исходный текст документа, который был окончательно утвержден Госдумой в прошлый четверг. Независимые эксперты считают, что правительство хочет повысить устойчивость бюджетной системы за счет повышения налогов и сдерживания роста расходов в следующем году.
|
|
Динамика нефтегазовых доходов (НГД) и ненефтегазовых доходов (ННГД) федерального бюджета в трлн руб. и в % в ВВП. Источник: ЦМАКП |
Общая сумма корректировки доходов и расходов федерального бюджета в текущем году превысила 5 трлн руб., что соответствует 14% всех запланированных поступлений в казну в 2025 году. Такая высокая гибкость финансовых планов правительства, кажется, делает бессмысленным анализ конкретных цифр нового проекта бюджета на 2026 год. Действительно: какой смысл рассматривать цифры федерального финансового плана, если они будут сильно изменены уже через несколько месяцев? Однако, несмотря на корректировку цифр, общая конструкция бюджета у правительства в течение года, как правило, не меняется: оно собирается больше занимать, больше собирать налогов, зажимать всевозможные индексации и финансировать самые необходимые расходы, которые будут постоянно увеличиваться.
Главный вызов для бюджетной конструкции – сокращение нефтегазовых доходов и растущая потребность в финансировании расходов. Ответом на этот вызов и стало повышение налогов в 2026 году.
«Проектировки федерального бюджета отражают нацеленность финансовых властей на сохранение объемов ранее запланированных расходов в условиях предполагаемого снижения нефтегазовых доходов, что потребовало ряда существенных изменений в бюджетной политике», – объясняет научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Ксения Савчишина. Первое существенное изменение – это повышение налоговой нагрузки в части ненефтегазовых доходов. Наиболее существенное – от повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%. Эта мера принесет дополнительный доход в федеральный бюджет в размере 1,4 трлн руб. в 2026 году, уверена Савчишина. Хотя ее коллеги из Института Гайдара считают, что правительство может рассчитывать на дополнительные доходы лишь в 0,8 трлн руб., то есть около половины от формально запланированного в бюджете-2026 (см. «НГ» от 09.11.25).
«Прогноз прироста поступлений по налогу на добавленную стоимость, оцениваемый Минфином РФ в 1,4 трлн руб., на наш взгляд, может не выполниться, поскольку предполагает не только реализацию наилучшей динамики основных макропеременных, но и непрерывный рост собираемости НДС. По нашим оценкам, существуют риски недополучения около 0,6 трлн руб. по НДС в 2026 году», – предупреждают эксперты Института Гайдара. По их прогнозам, повышение ставки НДС может привести и к сокращению других доходов бюджета в 2026 году.
«Усиление косвенных налогов может оказать разнонаправленное действие на экономику. С одной стороны, это создает инфляционный импульс и сужает пространство для денежно-кредитной политики, продлевая период высокой ключевой ставки и повышая стоимость обслуживания долга. С другой стороны, повышение ставки НДС и расширение числа его плательщиков увеличивают постоянные издержки бизнеса и может подтолкнуть часть компаний к уходу в тень или прекращению деятельности, что снизит собираемость ненефтегазовых доходов и усложнит достижение планов по поступлениям», – предупреждают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Повышение налоговой нагрузки в 2026 году будет полностью использовано для компенсации снижения нефтегазовых доходов, однако дополнительно потребуется расширение государственного долга более существенное, чем это предполагалось год назад при рассмотрении бюджета на 2025–2027 годы, отмечают в ИНП РАН. Дополнительный объем чистой эмиссии госбумаг в 2026 году составит 440 млрд руб.
Из общей суммы дополнительных расходов бюджета значительная часть приходится на национальную оборону и безопасность, ЖКХ и обслуживание госдолга. Действительно, именно по этим статьям наиболее заметна разница в проектировках расходов между законом о бюджете-2026 и прошлой версией трехлетнего плана на 2025–2027 годы. Финансирование ЖКХ увеличено на 559 млрд руб., расходы на оборону увеличены на 478 млрд, а обслуживание госдолга стало дороже на 425 млрд руб., подсчитали в ИНП РАН.
Долговую политику правительства РФ в Госдуме уже не первый год называют экономически абсурдной – при общем дефиците бюджета одной рукой Минфин откладывает деньги в свои резервы, а другой – занимает недостающие деньги под более высокие проценты. «Подобная политика уже привела к тому, что доля расходов на обслуживание долга от расходов бюджета увеличилась с 1,8% в 2008 году до 8,8% в бюджете на 2026 год, и это превышает расходы на образование и здравоохранение, вместе взятые. При этом доходы от вложения средств в Фонд национального благосостояния (ФНБ) в 6,5 раза меньше, чем совокупные расходы на обслуживание долга. Минфин и далее предлагает использовать сокращающиеся нефтегазовые доходы не на инвестиции, оборону, социальные расходы, а на приобретение иностранной валюты, создавая кругооборот средств для Московской валютной биржи (ММВБ)», – указывает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
«Еще причудливее выглядит положение о том, что средства ФНБ могут использоваться на приобретение государственных ценных бумаг. Допустим, бюджет получил нефтегазовые доходы. На эти средства он купил бумаги, который сам же и выпустил. То есть сам у себя взял в долг и сам себе будет платить проценты», – объясняет Дмитриева.
В новом бюджете заложено повышение расходов на нацпроекты, объем финансирования которых вырастет на 364 млрд руб. или +5,8% (относительно уровня, заложенного в бюджете на 2025–2027 годы). Однако рост финансирования будет очень избирательным: весь прирост финансирования придется на нацпроект «Семья» (+357 млрд руб.) и «Развитие космической деятельности» (+277 млрд руб.), тогда как по большинству остальных нацпроектов финансирование планируется сократить или перенести на более поздний срок, объясняет Ксения Савчишина.

