4
4818
Газета Образование Печатная версия

31.01.2017 00:01:00

Чего хотят студенты и что нужно государству

Мир ищет рецепты повышения актуальности и эффективности образования

Гульнара Краснова

Вадим Гриншкун

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС; Вадим Валерьевич Гриншкун – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: образование, реформы, студенты, государство, доклад, оэср


образование, реформы, студенты, государство, доклад, оэср В большинстве стран заработная плата и возможности трудоустройства возрастают с повышением уровня образования. Фото Reuters

Реформы национальных систем образования идут во всех ведущих странах мира. И это несмотря на то что в большинстве из них экономика еще не восстановилась полностью после финансового кризиса. Что же заставляет разные страны реформировать образование?

В докладе ОЭСР, содержащем результаты анализа 450 образовательных реформ в странах – участницах ОЭСР с 2008 по 2014 год, были определены три основные причины, заставляющие страны ОЭСР заниматься реформами национальных систем образования: международная торговля и глобализация экономики; возросшая миграция людей (в среднем мигранты составляют около 11,5% от населения стран ОЭСР), с которой связаны особые требования к школам, вузам и педагогам, в частности требования, связанные с использованием различных языков; повышение роли информационных технологий в обществе и в образовании.

Как показало исследование, около 16% реформ в странах ОЭСР, рассмотренных в докладе, направлены на обеспечение качества образования и равного доступа к нему. Около 29% реформ сосредоточено на подготовке обучающихся к послеуниверситетскому будущему. Это, например, совершенствование профессионального образования, развитие производственного обучения, института наставничества. Отдельные страны приняли комплексные стратегии реформирования профессионального образования (Португалия, Дания, Швеция, Австрия).

Реформы финансирования системы образования занимают около 11%. Они касаются как системного уровня (например, в США реформа Race to the Top или в Германии реформа Investing in the Future), так и институционального уровня (например, реформа финансирования школ в Бельгии и Мексике). А также индивидуального уровня – например, проект персонального субсидирования студентов в Новой Зеландии.

Школьному образованию посвящены 24% реформ. Их цель – создание дружелюбной образовательной среды, а также привлечение и сохранение преподавательского состава. Подготовка учителей и обеспечение качества такой подготовки – приоритет образовательных реформ в Австралии, Нидерландах, Франции, США, Финляндии и других странах.

Реформы среднего профессионального образования (СПО) направлены на улучшение качества СПО и повышения его престижности. Национальные стратегии или отдельные национальные программы модернизации СПО строятся на основе тех или иных национальных приоритетов. Так, Португалия, Дания и Швеция приняли комплексные стратегии реформирования среднего профессионального образования. В рамках этих стратегий предусмотрена возможность расширения перечня квалификаций при соблюдении условий большей гибкости в выборе как самих квалификаций, так и траекторий получения профессионального образования. Повышенное внимание при этом уделено предоставлению выпускникам системы среднего профессионального образования возможности последующего продолжения профессионального образования в вузе.

Что касается высшего образования, то в большинстве ведущих стран мира становится актуальным – как в краткосрочном, так и в стратегическом отношении – выявление реальной потребности экономики в квалифицированных специалистах для обеспечения их своевременной подготовки. Значимость определения такой потребности в специалистах того или иного профиля обусловлена тем, что избыточное число выпускников вузов приводит не только к излишним затратам на их подготовку, но и обусловливает их невостребованность на рынке труда.

Исследования, проведенные в странах ОЭСР, показывают, что в последние годы спрос неуклонно смещается в сторону специалистов, обладающих более сложными знаниями и умеющих решать более сложные задачи, а также задачи, связанные с обработкой и распространением информации. Не случайно в большинстве стран заработная плата и возможности трудоустройства возрастают с повышением уровня образования.

В этой связи создание системы высшего образования, способной адекватно и своевременно реагировать на требования фундаментальных изменений, происходящих во всем мире, становится главной задачей, которая реализуется в рамках реформирования системы высшего образования за рубежом и в России. Основные меры, направленные на решение этой задачи, – расширение автономии вузов, повышение эффективности сотрудничества с бизнесом и работодателями, приведение квалификаций в соответствие с потребностями рынка труда, создание системы изучения и мониторинга потребностей стран в специалистах определенных профессий.

Очевидно, что это основной, но далеко не полный перечень причин, приоритетов и тенденций реформирования систем образования в разных странах. Специфика развития отдельных государств настолько индивидуальна и многофакторна, что невозможно сформулировать единый глобальный рецепт повышения актуальности и эффективности образования.

В то же время легко заметить, что большинство из перечисленных проблем и путей их решения характерно и для России. Достаточно, например, обратить внимание на приоритетность полноценного возрождения системы СПО. Другая тенденция – стремление увязать направления развития среднего и высшего профессионального образования с потребностями рынка труда, ликвидировать перепроизводство и невостребованность выпускников для целого ряда отраслей с одновременным нацеливанием развития в сторону инженерного, педагогического и некоторых других направлений подготовки.

В целом достаточно высокие показатели российского образования – это свидетельство того, что российская система высшего образования обладает мощным потенциалом. Она способна обеспечить подготовку кадров для перехода российской экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. Это позволит обеспечить высокий уровень благосостояния населения и поддерживать статус России как страны с развитой, эффективной и современной системой образования.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


После "Ночи в музее" москвичи смогут выспаться

После "Ночи в музее" москвичи смогут выспаться

Татьяна Астафьева

Традиционная акция в нынешнем году состоится 21 мая

0
721
Евродепутаты поставили под вопрос европейское будущее Грузии

Евродепутаты поставили под вопрос европейское будущее Грузии

Юрий Рокс

Арест главы оппозиционной телекомпании обернулся давлением Запада на Тбилиси

0
1076
Россия приступила к администрированию Украины

Россия приступила к администрированию Украины

Иван Родин

На освобожденных территориях временные администрации будут править рублем и кирпичом

0
1446
Пацифистов будут преследовать точечно

Пацифистов будут преследовать точечно

Дарья Гармоненко

Властям не всегда удается оправдать политические ограничения

0
1438

Другие новости