0
3585
Газета Образование Печатная версия

09.12.2020 18:49:00

Дистанционное обучение оказалось экономически выгодно и вузам, и студентам

Когда под рукой компьютер, холодильник и зарядное устройство

Тэги: дистанционное обучение, интерактивный формат, вузы, студенты, опрос, пандемия, коронавирус


дистанционное обучение, интерактивный формат, вузы, студенты, опрос, пандемия, коронавирус Студенты зачастую жалуются на дистант, но при этом свободного времени у них явно прибавилось. Фото РИА Новости

Ученые из Нижегородского госуниверситета (ННГУ) «монетизировали» экономию времени, которую дал нынешний вынужденный переход в онлайн. Результаты этих исследований, а также других представили на секции «Социология онлайн-обучения» международной конференции eSTARS, организованной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в партнерстве с глобальной платформой Coursera.

«У нас не так много интерактивного формата, традиционно мы даем лекции и ожидаем, что студенты повторяют то, что им говорят преподаватели», – рассказал во время конференции Дзенан Рустемпашич из Школы экономики и бизнеса Университета Сараево. В этой стране COVID-19 заставил перевести всех студентов на удаленное обучение. А система образования к такому резкому повороту не сразу адаптировалась. Преподаватели, например, оказались не готовы к тому, что будут получать вопросы непосредственно на лекции. Многие учащиеся, особенно в начале пандемии, пропускали онлайн-уроки, поскольку не имели регулярного доступа к компьютеру.

«Мы – страна коллективной культуры. Пребывание в социальной среде, общение – все эти факторы для нас очень важны. Поэтому в образовании актуально физическое присутствие в классе, учеба рядом с другими», – отметила преподавательница кафедры психологии Университета Синда (Пакистан) Фозия Аамир Сиддики. Когда в марте Пакистан объявил о закрытии всех учебных заведений из-за коронавируса, местное студенчество было настроено к этому негативно. Исследование в Университете Синда показало, что трудности с подключением к интернету, наличием телефонов, перебоями в электричестве отступили на второй план.

Опрос НИУ ВШЭ, проведенный под руководством Дениса Зубалова, показал, что факторами стресса для преподавателей на дистанционной форме обучения стали проблемы с обратной связью, отсутствие методик преподавания и новизна «цифровой» работы. Такие выводы были сделаны после анализа ответов на 287 анкет и 20 интервью со студентами и преподавателями 85 вузов из разных стран: России, Германии, Кипра, Казахстана, Грузии, Канады, Испании, Италии, США и др. Кстати, исследователи из НИУ ВШЭ изучали мнение студентов об эффективности и целесообразности дистанционных технологий и до пандемии.

Быстрый уход на дистант, отмечают они, увеличил объем работы и время на выполнение домашних заданий. В среднем ежедневно на учебу студент тратит 8,5 часа, из них 4 часа – на выполнение домашних заданий. 8 часов – на сон. Остается 7,5 часа свободного времени. При традиционном подходе столько времени на досуг у учащихся никогда не было. И этот момент как положительный отметили более 74% опрошенных участников. Еще один элемент комфорта удаленки – наличие под рукой компьютера, холодильника, зарядного устройства и… общая безопасность. Дистанционное обучение к тому же экономит деньги студентов и преподавателей.

По словам доцента кафедры мировой экономики и таможенного дела Института экономики и предпринимательства ННГУ Елены Ливановой, к отрицательным моментам при дистанционном обучении опрашиваемые относят плохое качество интернет-связи, недостаточный уровень технической оснащенности и подготовки, отсутствие личного контакта и оперативной обратной связи студентов с преподавателями. Повысилась утомляемость, после долгого сидения за компьютером хуже воспринимается материал. У студентов возникают проблемы с дисциплиной, самоорганизацией и тем, что называют субъектностью, то есть с активностью в достижении образовательных целей, независимостью выбора, вовлеченностью в учебу.

И здесь важно отметить, что в целом для всех участников процесса дистанционного образования характерны проблемы психологического порядка. Сказывается ограничение социальных контактов и недостаток общения.

Дистанционное обучение обнаружило реальный уровень субъектности, и он невысок, делают вывод сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ксения Вилкова и Ульяна Захарова по итогам интервью с 27 преподавателями из 12 ведущих российских университетов. Однако ситуация меняется. Онлайн учит студентов самостоятельности, а их наставников – готовности и способности создавать условия для ее проявления. Снижается роль преподавателей-ретрансляторов – тех, кто занимает основную часть учебного времени. Педагоги стали внедрять новые форматы, способствующие росту субъектности своих подопечных.

Еще один факт к размышлению дали результаты опроса Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ на масштабной выборке за 2017–2019 годы (около 5,5 и 6,5 тыс. опрошенных). Опросы показали, что каждый пятый предпочел бы учебный курс в форме «смешанного» обучения, а идею полного перевода лекций в онлайн в той или иной мере приветствовало более 40% (2018).

Возможно, что после пандемии результаты опросов станут иными. Остается только дождаться этих следующих результатов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российских силовиков оставят без европейского паспорта прививок

Российских силовиков оставят без европейского паспорта прививок

Геннадий Петров

На саммите лидеров ЕС было признано, что у Европы сейчас две беды – Россия и коронавирус

0
2909
Региональная политика 22-25 февраля в зеркале Telegram

Региональная политика 22-25 февраля в зеркале Telegram

0
859
Сетевой FIDE Online World Corporate Chess Championship завершился неожиданностью

Сетевой FIDE Online World Corporate Chess Championship завершился неожиданностью

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В решающем сражении победила команда немецкого Гренке-банка

0
2131
Льготные займы для бизнеса станут дороже

Льготные займы для бизнеса станут дороже

Анатолий Комраков

В Совете Федерации узнали о мерах поддержки предпринимателей

0
2170

Другие новости

Загрузка...