0
11238
Газета Образование Печатная версия

30.08.2023 20:08:00

Персоноиды уже среди подростков

Ни школа, ни ученые, ни родители пока не знают, как вести себя с гиперподключенными детьми

Тэги: цифровое общество, интернет, подростки, гиперподключенные, техносистема, экосистема


цифровое общество, интернет, подростки, гиперподключенные, техносистема, экосистема Гиперподключенными можно назвать 80% ребят 12–14 лет. Фото с сайта www.freepik.com

Как показывают исследования, многие подростки проводят в интернете половину своего периода бодрствования. В профессиональной среде психологов их называют гиперподключенными. Сегодня таких детей среди подростков почти 80%, считает доктор психологических наук, профессор Галина Солдатова.

Поступающие данные зачастую противоречивы. Вдобавок еще и ситуация меняется очень быстро. Но все-таки есть факторы, полагает Галина Солдатова, позволяющие в целом охарактеризовать детей от 6 до 16 лет. К таким факторам психологи относят пользовательскую активность, доступ к интернету и технологическую насыщенность среды.

Среди пользующихся интернетом детей особо выделяются подростки, которые проводят там половину времени своего бодрствования. Их называют гиперподключенными. Профессор Солдатова приводит цифры: среди подростков 12–14 лет таких уже до 80%. Длительное пребывание в онлайн-среде размывает у таких детей границы между виртуальной реальностью и реальной жизнью. С одной стороны, у них та реальность, в которой они все время «на связи». И есть другая, в которой они успевают решать бытовые, учебные и другие задачи.

У исследователей есть понятие «техносистема», которое включает интернет-платформы, гаджеты и прочее технологическое оснащение. И эта техносистема, отмечают ученые, очень изменила экосистему. Она потеснила, в частности, то место, которое традиционно принадлежало родителям.

И эти изменения выводят ребенка за пределы существующих норм. В тех нормах все было понятно, все знали, к чему готовить ребенка. А сегодня возникла другая ситуация. Между тем исследования показывают, что гиперподключенные дети оказались в рамках прежних норм психологического развития. И они неминуемо начинают из этих норм выпадать.

Мы находимся в разнополярном мире: от технофобов и цифровых нигилистов до тех, кто не против чипироваться и благодаря технологическим успехам усовершенствоваться. Как не вспомнить персоноидов из романов Станислава Лема. У него это абстракции функций человеческого разума; они живут в компьютерах, им не нужно никакое человекоподобное физическое тело.

Профессор Солдатова напоминает, что цифровое благополучие определяет сегодня благополучие ребенка. По ее мнению, это способствует формированию нового антропологического типа человека цифрового общества: «подключенного, технологически достроенного, с цифровой социальностью, обитающего в смешанной киберфизической реальности и с новой планкой оценки своего благополучия».

Это очень хорошо видно на примере того, как изменилось повседневное пользование человеческой памятью. Изменились буквально все виды памяти: пространственная (водители пользуются навигатором), визуальная, коллективная, автобиографическая (ребенок рождается, родители все документируют на фото и видео)… Выросло все это из феномена трансактивной памяти (объединенная память двух и более человек). Автор термина – американский психолог Дениэл Вегнер. Согласно его теории, групповая память более эффективна, чем память каждого из членов этой группы в отдельности, в соответствии с принципом синергии.

Трансактивная память позволяет людям хранить и использовать общие знания. Сегодня поисковым системам и различным облачным хранилищам люди фактически передоверяют (делегирует) часть информации, не стараясь ее сохранить в своей голове.

Еще одна особенность нашего времени – феномен многозадачности. Например, когда берут на работу, то обязательно спросят соискателя на вакантное место, может ли он работать многозадачно. Этим заинтересовались ученые и решили выяснить, сколько людей обладают такой способностью. Исследование ученых показало, что 70% детей не способны к многозадачности, рассказала Галина Солдатова. При этом они изо всех сил пытаются быть многозадачными. Делают уроки и тут же смотрят видео, отвечают друзьям в соцсети и т.д.

Если мир меняется, а взрослые не дают ребенку способы разрешения возникающих противоречий, то дети сами находят эти решения, считает Галина Солдатова. Сами ищут, как жить в мире многозадачности, как справляться с информационной перегрузкой и ограниченными возможностями своих когнитивных функций.

Один из важных практических вопросов – сколько времени можно ребенку заниматься интернет-серфингом. «Правило Златовласки» – концепция, согласно которой люди предпочитают не бросаться в крайности и выбирают «золотую середину», подходящую именно им, – помогло Галине Солдатовой и ее коллегам выйти на следующие обобщения.

Действительно, вместо того чтобы пойти погулять, ребенок общается в соцсетях. И это время невосполнимо. Есть ли золотая середина – время, которое ребенку будет в самый раз. Ученые изучили группы молодых людей, которые много, мало и умеренно сидят в интернете. Оказалось, что когнитивные функции лучше развиты у последней группы.

Ученые смогли установить это время пребывания ребенка в интернете. До двух лет – максимально без интернета. С трех до пяти – можно постепенно включать гаджет. А в пять–семь лет можно дать ребенку время позаниматься в интернете, но исключительно с родителями. Причем интернет не в качестве цифровой няни, а исключительно для развития ребенка. От одного до трех часов, включая школу. Для подростков не более четырех часов в сутки.

Но заметим, что все эти цифры были получены до 2019 года. Так что все еще может сильно измениться. 


Читайте также


Каждый третий школьник пробует зарабатывать

Каждый третий школьник пробует зарабатывать

Анастасия Башкатова

Несовершеннолетние отправляются за опытом и первыми деньгами, а предприятия затыкают кадровые дыры

0
2127
Демократический колониализм в обмен на газ

Демократический колониализм в обмен на газ

Виктория Панфилова

Права человека в Туркменистане уходят на второй план

0
2827
Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Вера Цветкова

III Национальная премия интернет-контента: в День России показали телевизионную версию церемонии награждения  

0
7308
Европа под бременем новых угроз

Европа под бременем новых угроз

Алексей Громыко

Кибервойска созданы и готовятся не только к оборонительным, но и к наступательным операциям

0
4391

Другие новости