0
2267
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.03.2007 00:00:00

Нефтегазовые перспективы и ограничения

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - доктор экономических наук, профессор, Центр энергетической политики Института Европы РАН.

Тэги: германия, штейнмайер, азия, нефть


германия, штейнмайер, азия, нефть Проблема будущего энергоснабжения Европы будет определяться обостряющейся конкуренцией на нефтегазовом рынке.
Источник: пресс-служба РАО «ЕЭС России»

Не так давно, в январе, в своем выступлении перед Постоянным советом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штейнмайер указал на необходимость разработки европейской инициативы для Центральной Азии. Страны этого региона, по словам министра, должны стать партнером Европы. Германия уже заявила о том, что эта тема станет одной из центральных в период ее председательства в ЕС. Первым шагом к новой европейской стратегии в отношении Средней Азии стало подписание в конце 2006 года в столице Казахстана Астане рамочного соглашения о сотрудничестве стран Прикаспийского и Черноморского регионов со странами Евросоюза в энергетической сфере. В данном регионе намечено создать интегрированный энергетический рынок и на этой основе придать ускорение Прикаспийскому нефтегазовому проекту. Это означает, что на южном фланге России возникает крупнейший межгосударственный картель по нефти и газу, возможно – ее конкурент на европейском рынке.

Существуют и иные проекты по созданию нефтяного и газового картелей в Центральной Азии. Особенно экзотичны предложения по включению в «газовый союз» помимо России и азиатских республик СНГ также Алжира и Исламской Республики Иран: такой альянс будет владеть 60% мировых запасов природного газа и сможет диктовать цены на равных с ОПЕК. Хотя и этот вариант по экономическим и геополитическим соображениям в принципе не утопичен, будем рассматривать Каспийский проект как экономическое объединение центральноазиатских республик СНГ.

Возможности Центральноазиатского региона (ЦАР) по нефти уже сейчас делают его значащим фактором мировой и особенно европейской энергетической политики: суммарные доказанные запасы нефти в странах Прикаспия (Казахстане, Азербайджане, Туркмении и Узбекистане) достигают 15 млрд. тонн, а экспорт нефти из этих стран уже к 2010 году мог бы составить 130–150 млн. тонн в год. Разумеется, это оптимистический прогноз: он не учитывает экономические и политические реалии региона, которые могут его ограничить. Вместе с тем и имея в виду намерения ЕС по диверсификации поставок энергоносителей на европейский рынок – процесс завоевания рынка Европы каспийской нефтью имеет хорошие перспективы. Особенностью ситуации является то, что участниками проекта выступают также страны-потребители – Грузия, Армения и Турция, через которые могут быть проложены трубопроводы. Если каспийский проект будет реализован в полном объеме, регион ЦАР позиционируется как серьезный конкурент тюменской и татарстанской нефти.

Конкурентные запасы

Центральноазиатские страны СНГ обладают крупнейшими запасами природного газа: 12% от мировых – 22 трлн. куб. м (для сравнения, в России – 24%). Отметим, что характеристики месторождений ЦАР опираются на геологические данные еще советских времен: в этих весьма закрытых республиках запасы углеводородов являются государственной тайной. Уже сейчас страны ЦАР являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: в 2006 году Туркмения и Узбекистан экспортировали по 60 млрд. куб. м, Казахстан – 30 млрд. куб. м. Весь экспорт идет по газопроводам через Россию, которая сама добывает в четыре раза больше. Центральноазиатские страны СНГ не имеют самостоятельного, минуя Россию, выхода на европейский и мировой рынки углеводородов. Экспорт нефти из стран ЦАР осуществляется в основном через нефтепроводы с перевалкой через российские порты Черного моря.

Мощности магистральных нефтепроводов удовлетворяют потребностям ее перевалки из Каспийского в Черное море: пропускная способность нефтепровода Баку–Супса – 6 млн. тонн с возможностью увеличения до 15 млн. тонн в год, нефтепровод Баку–Новороссийск – до 15 млн. тонн в год.

Новый маршрут – Тенгиз–Новороссийск (1-я очередь) – имеет пропускную способность 28 млн. тонн в год с возможностью наращивания до 67 млн. тонн в год. Следует указать на главное преимущество этого маршрута: он полностью сохраняет качество нефти сорта Tengiz, тогда как два предыдущих смешивают ее с тюменской Urals. Нефть стран ЦАР сорта Tengiz малосернистая, с высоким содержанием светлых фракций, она интересна Европе прежде всего по своим качественным показателям.

Все эти маршруты и сам выход из Черного моря к Средиземному лимитирует пролив Босфор, пропускная способность которого недостаточна, а экологические требования все более ужесточаются. Несмотря на то что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы одна из самых совершенных в мире, различного рода аварии и даже гибель судов происходят по несколько раз в год. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживают 13 млн. человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. Планируется и маршрут обхода Босфора – строящийся сейчас двухниточный трансбалканский трубопровод из болгарского порта Бургас до Эгейского моря. Но и он не вполне эффективен: нужно загружать относительно небольшие каботажные танкеры в российских портах Новороссийске, Туапсе и разгружать в Бургасе – это неглубоководные порты. Экономически эффективным представляется транспорт прикаспийской нефти в Европу через Грузию и Турцию в Средиземное море по магистральным нефтепроводам Баку–Джейхан мощностью 50 млн. тонн/год. Этот маршрут в 1,5 раза короче, чем из Тюмени, и существенно превышает показатели традиционных коридоров через Россию и Украину. Он уберет с морского маршрута конкурирующую с Россией нефть стран Прикаспия.

Фактор времени

Итак, от транзитной политики России зависят поставки нефти и газа в Европу из республик Прикаспийского региона. Следует учитывать, что «газовый конфликт» с Украиной дал сигнал политикам стран ЕС о том, что зависимость от России как поставщика и транзитера энергоресурсов стала чрезмерной и надо искать резервные источники.

По мнению европейцев, Российское государство не хочет потерять прямой контроль над газовыми ресурсами и поставками природного газа, но прежде всего – магистральными газопроводами. И, вполне возможно, следует ожидать, что ЕС поддержит идею о создании независимой от России системы передачи энергоносителей на «южном фланге»; будет финансировать проект новой газовой сети «Прикаспийские страны – Ближний Восток – ЕС». Особую важность в этом случае приобретут новые транзитные страны, такие как страны Закавказья и Турция.

По нашим оценкам, для того чтобы развить прикаспийский проект и обеспечить независимый выход нефти и газа ЦАР в Европу (для нефти и СПГ – в Атлантический океан), потребуется суммарно 25–30 млрд. долл. в течение 5 лет. И это должны быть прямые инвестиции в строительно-монтажные работы, бурение, закупку оборудования, проведение геологических работ. В странах ЦАР организационных и инженерных структур, способных реализовать эти инвестиции, не имеется, они будут привлекать инвесторов, подрядные фирмы и специалистов из Европы, США и России.

Главный шанс России на активное участие в проекте лежит в нашем совместном прошлом: специалисты республик ЦАР и Казахстана в массе своей русскоязычны, многие учились в российских вузах. Следует отметить, что нефтяная и газовая промышленность в своей базовой основе консервативны и уровень российской нефтяной и газовой промышленности и строительства, в принципе, соответствует мировому. Новые технологии затребованы лишь в геофизике и специальных методах освоения сложных месторождений. Отечественная нефтяная промышленность уже создала эффективные инновационные компании (наиболее известна из них компания РИТЭК). Пока такие компании единичны, но и сложных месторождений в странах ЦАР немного.

Если Россия примет активное участие в прикаспийском проекте на основе равноправного партнерства, в дальнейшем возможны различного вида альянсы и картельные соглашения, вплоть до создания газового эквивалента ОПЕК, следствием которых будет активное участие нашей страны в регулировании мировых цен на природный газ и нефть.

Добыча и экспорт нефти в Каспийском регионе, млн. тонн в год
Страна Добыча нефти (2006) Прогноз добычи нефти (2010) Экспорт нефти (2006) Прогноз экспорта нефти (2010)
Азербайджан 30 67 23,4 58
Казахстан 32 92,0 25,3 78,2
Туркменистан 9 12 6.6 8.9
Узбекистан 10 12 2 6
Россия* 0,5 13,8 0,3 13,8
Всего 81,5 196,8 38 164,9
* Включены Астрахань, Дагестан и Северный Кавказ
Экспорт нефти из России и Центральной Азии в дальнее Зарубежье, декабрь 2005 года, тыс. т/месяц
Морем По трубопроводу Отгрузка по ж/д Всего
Всего по России 8618,3 5536,3 524,9 14679,5
Транзит 1311,5 318,1 1629,6
в т.ч.:
Транзит Казахстана 1072,4 318,1 1390,5
Транзит Азербайджана 239,1 239,1
Источник: Центр энергетической политики Института Европы РАН

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
938
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
577
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1188
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
1051

Другие новости