0
1841
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2008 00:00:00

Схватка за клиента

Константин Симонов

Об авторе: Константин Васильевич Симонов - кандидат политических наук, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Тэги: южный поток, газопровод


Успешный визит Владимира Путина в Болгарию вновь обострил интерес к проекту «Южный поток». Подписано первичное соглашение с Болгарией, определены доли двух стран (50 на 50) в новом газопроводе. Основные технические параметры трубы стал известны еще в середине июня прошлого года, когда «Газпром» и итальянская Eni подписали в Риме меморандум о взаимопонимании по проекту нового 900-километрового газопровода мощностью 20 млрд. куб. м на первом этапе по дну Черного моря к болгарскому берегу.

Газопровод «Южный поток» вызывает довольно много эмоций в Европе, по большей части негативных. Опять говорится о росте энергетической зависимости от РФ, о необходимости диверсификации поставок, о том, что эта труба будет использована Россией как «энергетическое оружие». Подобная позиция для Европы на самом деле самоубийственна. Мы являемся свидетелями чудовищного парадокса – новый трубопровод должен стать новым каналом поставок газа в ЕС, но при этом подвергается в самом Евросоюзе жесточайшей критике.

Списки недовольных

Давайте посмотрим внимательно на перечень противников данного проекта. Главными являются так называемые «брюссельские бюрократы» – европейские чиновники и политики, прекрасно понимающие главную аксиому политики – найти врага. В качестве такого врага и выбрана Россия с ее мифическим «энергетическим оружием». Сознание этих людей достаточно инерционно, и поменять его очень и очень непросто. На этом строится бизнес и других людей, например, тех, кто лоббирует строительство альтернативных российским проектов. Сейчас в Европе огромное количество людей занимаются пробиванием самых фантастических вариантов газопроводов, причем в европейских властных структурах таких людей не только слушают, но еще и финансируют. Главное – заверить, что новый проект станет заменой российским поставкам на европейский рынок. Немудрено, что возникла целая «трубопроводная мафия», которая придумывает, пиарит и выбивает из ЕС деньги на технико-экономическое обоснование самых фантастических проектов типа «Белого потока». Главные пароли, открывающие европейские закрома: «диверсификация поставок», «борьба с российской монополией».

У разбитого корыта

В реальности же борьба с «Южным потоком» не принесла никому пользы. Показателен пример Турции. Поймав общую антироссийскую волну, турецкая элита стала вставлять палки в колеса проекта «Голубой поток-2», активно повторяя тезис о политической опасности зависимости от российских поставок. Турция неожиданно воспылала идеей развития экспорта газа из Центральной Азии и Каспия, всерьез рассчитывая, что помощь в борьбе с «энергетической монополией» России зачтется при вступлении в Европейский союз. В итоге Россия вынуждена была отказаться от планов строительства второй нитки «Голубого потока» и выдвинула новый проект – через Болгарию. А Турция до сих пор находится за бортом ЕС и на практике познает, что такое «надежность» каспийских и центральноазиатских поставщиков. Из-за холодов в Туркмении она сократила поставки газа в Иран, который, в свою очередь, снизил прокачку газа в Турцию, а та уже оставила без голубого топлива Грецию. В итоге потери Греции и Турции были компенсированы за счет увеличения поставок со стороны «Газпрома» по трубопроводу «Голубой поток». В декабре 2007 года объем поставок из России в Турцию увеличился с 30 до 38 млн. куб. м в сутки, а затем по вторичной просьбе Турции был доведен до 40 млн. куб. м.

Зимняя история с Туркменией еще раз показала, что страны ЦАР готовы обещать газ всем потенциальным покупателям, при этом не спеша предоставлять достоверную информацию о своих запасах.

Цена вопроса

Борясь с «Южным потоком», европейцы забывают очень простую вещь: этот проект предназначен для экспорта газа в Европу. А Европа находится на пороге страшного газового голода, и любой проект новой газовой трубы, направленный в свою сторону, должна с радостью приветствовать. Ведь, по данным европейских экспертов, к 2030 году зависимость ЕС от импорта газа вырастет до 70%.

У Европы есть стойкое убеждение в том, что Россия скупает газ в ЦАР по дешевке, а потом втридорога продает его ЕС. На самом деле страны ЦАР уверенно наращивают стоимость своего газа. Туркмения повысила стоимость газа до 130 долл. за 1 тыс. куб. м, а со второго полугодия газ будет стоить уже 150 долл. за 1 тыс. куб. м. Узбекистан от своих соседей не отстает: цена газа будет 130 долл. в первом полугодии и 160 – во втором. В результате дешевый газ для России является мифом.

Конечно, можно построить газопровод из стран ЦАР по дну Каспийского моря, затем через Грузию и Азербайджан в Турцию и дальше в Европу. Однако это не приведет к снижению стоимости газа. Европа будет платить все ту же высокую цену. Россия же просто лишится своей доли транзитных денег, которые будут переложены в карман стран ЦАР, а также новых транзитных государств. ЕС не выиграет ни копейки.

«Южный поток» решает и еще одну важную задачу – он может снизить объем прокачки газа в Европу через Украину – страну, буквально из ничего создающую все новые и новые транзитные риски. Скажем, премьер-министр Юлия Тимошенко решила стать президентом. И не нашла лучшего пути, как начать популистскую выплату долгов по вкладам граждан в еще советском Сбербанке. Денег в бюджете на это нет – ясно, что при такой политике не хватит их на оплату газовых счетов. Рискованные социальные эксперименты могут привести к возобновлению сомнительной практики так называемого «несанкционированного отбора газа». Европа и в этом случае сама загнала себя в ловушку, поддержав новое руководство Украины только за лозунги отказа от политического союза в пользу более тесной европейской интеграции – теперь она стала заложником непредсказуемой политики украинских властей. На словах ответственность можно переложить на Россию, но газа в трубе это не прибавит. Ведь через Украину в последние годы идет в Европу около 115–120 млрд. куб. м. И вот предлагается проект, снижающий эти риски. Но он встречается в штыки.

ЕС отказывается понимать простую вещь. На самом деле основным противником Европы является Китай. Новые газопроводные проекты России направлены в Европу и поэтому стратегически выгодны ЕС. Тот же «Южный поток» не уводит газ с европейского рынка, как это делают проекты, направленные из ЦАР в сторону КНР – скажем, труба объемом 30 млрд. куб. м, которая должна связать Туркмению и Китай. Именно Китай – основной энергетический противник Европы. Россия же – главный поставщик газа в ЕС. Но в ней упорно не видят союзника, предпочитая создавать нам имидж энергетического врага. Обойтись Европе эта ошибка может очень дорого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
795
Условных приговоров становится намного больше

Условных приговоров становится намного больше

Екатерина Трифонова

Верховный суд признал участие в СВО основанием для отмены этой формы наказания

0
824
Отечественным производителям не хватило отечественного

Отечественным производителям не хватило отечественного

Анастасия Башкатова

Пока Центробанк рассуждал о перегреве экономики, Минпромторг увидел большой потенциал для импортозамещения

0
1340
Турчак оседлал кадровую синусоиду

Турчак оседлал кадровую синусоиду

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжающиеся рокировки внутри власти напомнили об эффекте домино

0
1395

Другие новости