0
15048
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.09.2023 16:56:00

Закат православия в Стране восходящего солнца

Потеряет ли Московский патриархат результаты 150 лет миссии в Японии

Тэги: рпц, россия, япония, токио, православие, вера, автономия, патриарх кирилл, митрополит даниил, николай касаткин, выборы предстоятеля, патриарх варфоломей, пцу


рпц, россия, япония, токио, православие, вера, автономия, патриарх кирилл, митрополит даниил, николай касаткин, выборы предстоятеля, патриарх варфоломей, пцу Японцы даже православного вероисповедания не разделяют ценностей безбрачной монашеской жизни. Фото с сайта patriarchia.ru

В ближайшие месяцы в Японии состоится чрезвычайный собор Японской автономной православной церкви (ЯАПЦ), на котором должен быть избран ее новый предстоятель. Митрополит Токийский Даниил (Нусиро), который 23 года управлял ЯАПЦ, скончался 10 августа на 85-м году жизни. Впрочем, словосочетание «должен быть избран» не совсем соответствует той ситуации, в которой оказалось японское православие. Единственным кандидатом на возглавление митрополии и единственным архиереем в стране остается архиепископ Сендайский Серафим (Цудзиэ). Сразу после кончины митрополита Даниила он стал местоблюстителем Токийской кафедры. Это не единственная проблема, с которой в наши дни сталкивается православие в Стране восходящего солнца.

Самостоятельность в своем внутреннем управлении Японская церковь получила в 1970 году от патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Более 150 лет она считается одним из самых удачных миссионерских проектов русского православия. В 1861 году на остров Хоккайдо прибыл молодой священник из России иеромонах Николай (Касаткин). Он развил бурную проповедническую деятельность, и уже десятилетие спустя в Японии стали появляться самураи, перешедшие в православие. Влюбленный в культуру страны и знающий все тонкости ее традиций, Касаткин очень скоро стал своим настолько, что даже в годы Русско-японской войны начала XX века никто из местных не ассоциировал его с образом врага. К моменту кончины Касаткина в 1912 году на четырех островах было более двух сотен православных общин, а общая численность верующих достигала 33 тыс. человек. Архиепископ Токийский Николай (Касаткин), или равноапостольный Николай Японский, был канонизирован в 1970 году.

На фоне растущего числа протестантов (до 2 млн верующих) и католиков (более 500 тыс. человек) православие в Японии сегодня выглядит скромным. Согласно данным отдела по делам религий Министерства культуры страны, ныне насчитывается чуть более 9 тыс. последователей этой конфессии (0,0074 % от всего населения Японии), 64 прихода, 25 священнослужителей. Среди последних только два монаха: 72-летний архиепископ Серафим и 34-летний иеромонах Николай (Оно). Он был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан во время обучения в Москве в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В начале июля нынешнего года иеромонах Николай был принят в клир Японской автономной православной церкви и с 1 августа с.г. начал свое служение в Токийском Воскресенском кафедральном соборе, который в стране называют Никорай-до в честь святителя Николая.

Японское православие не впервые находится в ситуации отсутствия архиереев. Подобное было, например, в 1999 году. Тогда после кончины митрополита Токийского Феодосия (Нагасима) кафедра несколько месяцев оставалась вакантной. Лишь к лету православные священнослужители страны выбрали кандидатов в епископы. Ими стали вдовствующие священники Петр (Арихара), Даниил (Нусиро) и Серафим (Цудзиэ). Все они приняли монашеский постриг 20 августа 1999 года в Троицком соборе подмосковной Троице-Сергиевой лавры. В течение нескольких месяцев были возведены в епископский сан. Это позволило японским православным верующим избрать в октябре 1999 года нового главу ЯАПЦ. Тогда им стал Петр (Арихара), но из-за болезни он не дожил до интронизации, которую должен был возглавить патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Согласно церковному уставу, все кандидаты на епископство и предстоятельский престол должны быть одобрены главой церкви-матери, то есть РПЦ. В мае 2000 года главой ЯАПЦ был избран митрополит Даниил.

Митрополит Даниил прилагал много усилий для того, чтобы в Японской церкви появился институт монашества. В 2005 году он даже обратился в Москву с просьбой помочь ему учредить первый мужской монастырь в стране.

Решением Синода РПЦ в помощь ему был направлен насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Герасим (Шевцов). Сначала обитель располагалась в Воскресенском кафедральном соборе Токио, но позже под нее был приобретен участок. Правда, уже в 2012 году, после того как Страну восходящего солнца посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Даниил с сожалением констатировал, что среди японцев мало желающих становиться монахами. «Они хотят семью. Быть одному – не в японской традиции. Патриарх Кирилл говорил мне, что надо бы побольше монашествующих. Но где их взять?» – объяснял митрополит. В 2019 году архиерейский совет Японской церкви принял решение «отложить» учреждение православной обители. Иеромонах Герасим вернулся в Россию и в сентябре 2021 года стал архиепископом Владикавказским и Аланским.

«Так сложилось исторически, что японское общество довольно секуляризировано, несмотря на присутствие в стране синтоизма и буддизма. Я вот и преемника себе не могу найти поэтому. Если преемником будет кто-то из России, то в таком случае церковь потеряет свою автономность. Поэтому нужен японец», – сетовал митрополит Даниил в 2012 году.

Патриарх Кирилл собирался вновь посетить Токио в сентябре 2020 года. Планировалось, что глава РПЦ возглавит празднования в честь 50-летия канонизации равноапостольного Николая Японского (Касаткина), полувекового юбилея автономии Японской церкви, а также 150-летия со дня основания Российской духовной миссии в Японии. Однако пандемия коронавируса не позволила осуществиться этим планам.

У РПЦ в Японии начиная с 1970 года есть свое подворье. С июля 1991 года его настоятелем служит протоиерей Николай Кацюбан. При подворье подвизаются еще пара-тройка священников-японцев и две монахини – насельницы Богородице-Рождественского Южно-Уссурийского монастыря. В марте нынешнего года подворье РПЦ в Японии посетил нынешний председатель ОВЦС митрополит Антоний (Севрюк).

Начиная с февраля 2022 года на островах активизировалась миссия Православной церкви Украины (ПЦУ). По утверждениям священника миссии Павла Королюка, украинский приход был образован чуть ли не 20 лет назад по просьбе Киевского патриархата, который до сих пор возглавляет Филарет (Денисенко). А после образования ПЦУ в 2018 году община стала действовать под началом митрополита Епифания (Думенко). Только за последний год на острова переехало порядка 2,5 тыс. украинцев, тогда как в 2021 году их было менее сотни. Свой приход Королюк при поддержке Константинопольского патриархата называет не иначе как Украинская православная церковь в Японии.

Как пояснил в беседе с «НГР» российский академический исследователь японского православия, пожелавший остаться неназванным, результатами миссии Русской православной церкви в Японии остались довольны не все поместные православные церкви. «Против автономии Японской церкви выступил прежде всего Константинопольский патриархат. Как тогда, так и сейчас он считает, что Япония входит в его каноническую ответственность. Поэтому митрополит Корейский Амвросий Зографос, относящийся к Константинопольскому патриархату, носит титул экзарха Японии. Зографос несколько раз в нарушение канонического права посещал Японию и совершал самостоятельные богослужения в приходе ПЦУ без поминовения имен патриарха Кирилла и митрополита Даниила», – пояснил собеседник издания.

Эксперт также заметил, что проблема иерархического управления ЯАПЦ всегда была непростой. «Если внимательно почитать дневники Николая Японского, то можно увидеть, что он регулярно выражал сожаление о том, что он один, что ему некому передать свое дело. Единственным органичным продолжателем дела Николая (Касаткина) стал митрополит Сергий (Тихомиров). С 1908 по 1912 год он был епископом Киотским и викарием Токийской епархии, а после кончины Касаткина и по 1940 год митрополитом Токийским и Японским. Но революционные обстоятельства и последующие тяготы Второй мировой войны создали очень серьезные внутренние напряжения внутри японской церкви, часть из которой стала тяготеть к Зарубежной церкви, а часть благодаря трудам митрополита Сергия (Тихомирова) сохраняла верность Московскому патриархату. В 1940 году митрополит Сергий под давлением японских властей, запретивших неяпонцам возглавлять религиозные организации, вынужден был уйти на покой, передав временное управление делами церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Затем архиереи, которые с конца 1940-х по 1970 год управляли Японской церковью, были из Америки, поскольку тогда японская епархия входила в состав Американской митрополии, пребывающей в расколе с Московским патриархатом. Это были архиереи русской православной традиции, но из США. Все эти проблемы были урегулированы, когда Японская церковь получила церковную самостоятельность от Московского патриархата», – добавил он.

«В силу разных причин скорее всего никаких дополнительных кандидатов на епископское служение на предстоящем Соборе избрано не будет», – продолжает эксперт. «Вопрос замещения вакантных кафедр, видимо, будет решаться позже. При этом, поскольку Японская церковь является автономной, то и направление архиерея из Москвы без соответствующего запроса из Токио невозможно. Церковь независима в делах своего внутреннего церковного управления, и вопрос ее развития является стопроцентной прерогативой самой Японской церкви. Московский патриархат и сейчас делает много для развития православия в Японии. На японский язык переводится православная литература, вышел фильм митрополита Илариона (Алфеева) о японском православии, переводятся книги патриарха Кирилла и т.д. Но Русская православная церковь не может навязывать свое видение развития миссионерства и церковной жизни японским священнослужителям без запроса с их стороны», – заметил ученый.

«Русская церковь дорожит фактом церковной самостоятельности Японской церкви. Цель миссии Русской церкви – и ЯАПЦ тому яркое свидетельство – не трансфер русскости и этнических традиций, а передача неповрежденного евангельского благовестия. Да, японцы получили православие из России, но развивают его самостоятельно, что уже приносит свои собственные национальные плоды. Они так видят православие. Более того, не стоит забывать, что Японская православная церковь еще очень молода. Ей всего 150 лет», – заключил собеседник «НГР».

Похороны митрополита Даниила прервали традицию захоронений предстоятелей Японской автономной православной церкви на кладбище Янака, на котором покоятся Касаткин и Тихомиров. Митрополит Даниил был погребен на Иокоганском кладбище. Символично, что оно появилось около 150 лет назад как место захоронения умерших в Японии иностранцев, в том числе русских. Можно предположить, что православие в Японии сегодня воспринимается как что-то «иностранное».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
3242
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
4013
Христиане Ливана меж двух миров

Христиане Ливана меж двух миров

Михаил Стрелец

Вместе с падением влияния некогда доминировавшей общины слабеет суверенитет Страны кедров

0
4004
Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Милена Фаустова

Воздвигнут памятник следователю, чье мнение противоречит официальной версии

0
5061

Другие новости