|
|
Едва ли увлечение митрополита Нестора (Сиротенко) покером было секретом для вышестоящего руководства. Фото с сайта Корсунской епархии |
Причины отставки официальными каналами РПЦ не разглашаются. В то же время в СМИ циркулирует информация о том, что митрополита отстранили за «азартные игры», конкретно за игру в покер на крупные суммы и участие в публичных турнирах в Европе. По Сети ходят фотографии митрополита Нестора в гражданской одежде за игорным столом. Изображения взяты с профиля Евгения Сиротенко (имя митрополита Нестора в миру) на профессиональном покерном сайте. Впрочем, высказывается версия, что их «автор» – искусственный интеллект. В церковном сообществе обсуждают, грозит ли это Нестору лишением сана. С одной стороны, азартные игры запрещены священнослужителям, с другой – теоретически спортивный покер не относится прямо к азартным играм, так как он не предполагает денежных ставок со стороны игроков. «Или у нас скоро будут за шахматы сана лишать?» – рассуждают апологеты митрополита Нестора.
Самое главное, едва ли увлечение митрополита было секретом для патриарха – как и вообще все, что происходит в структурах РПЦ на «внешнем контуре». Все клирики, служащие по линии Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), находятся под особым наблюдением центра – практика, сложившаяся еще в советские годы при тогдашнем руководителе отдела митрополите Никодиме (Ротове). Поэтому покер выглядит скорее как повод, а не причина отставки.
Практика увольнений и перемещений архиереев в РПЦ в последние годы едва ли позволяет говорить о системной политике и каких-либо политических или иных чистках. Собственно, политических выводов и каких-либо публичных и вообще сколько-нибудь поучительных заявлений и пояснений патриархия не делала в связи с такими отставками ни разу. Каким бы скандальным ни был контекст, церковное руководство никогда не комментирует его, ограничиваясь протокольным форматом новостей.
В этом смысле разительный контраст представляет собой публичное обращение к верующим митрополита Крымского и Симферопольского Тихона (Шевкунова) в связи с запретом в служении наместника монастыря Великомученика Феодора Стратилата иеромонаха Даниила (Лаврова) в сентябре с.г. Редкий (единственный?) случай в новейшей церковной практике: правящий архиерей лично выступил перед верующими, сказал, что выносит решение «с чувством глубокой печали и скорби», и назвал ситуацию «серьезным испытанием» для епархии. Речь шла о том, что иеромонах проповедовал прихожанам свои «чуждые православию вероучительные домыслы». Представить что-либо подобное на уровне патриархии сегодня невозможно. Максимум что разглашается – это номера канонов, которые нарушил обвиняемый.
Косвенное свидетельство того, что тучи над митрополитом Нестором начали сгущаться раньше и вне связи с покером, – череда публикаций с его упоминанием в Telegram-канале митрополита Леонида (Горбачева), сделанных в 2024–2025 годах. Леонид прямо обвинял Нестора в поддержке проукраинских настроений и русофобии на европейских приходах, в том, что тот участвовал в совместных мероприятиях с иерархами Православной церкви Украины (ПЦУ). Так, Леонид осудил участие экзарха в отпевании патриарха Болгарского Неофита, где были представители ПЦУ. Также Горбачев обвинял Нестора в покровительстве настоятелю прихода города Виго в Испании, который якобы собирал деньги для украинских военных формирований. Однако факт покровительства и тем более соучастия Нестора в поддержке ВСУ не был Леонидом никак доказан.
Безотносительно конкретных причин отставки митрополита Нестора ясно, что контекст, в котором жил и работал архиерей в последние несколько лет, был крайне тяжелым. Как и всем заграничным иерархам, ему приходилось постоянно балансировать в условиях политической конфронтации России и стран Запада и избегать прямых политических высказываний, чтобы не спровоцировать усиление давления на приходы РПЦ со стороны европейских властей.
В начале октября об общем незавидном положении зарубежных епископов РПЦ неожиданно заговорил митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) – один из последних представителей старой никодимовской гвардии и человек из самого близкого круга патриарха, то есть отнюдь не оппозиционер и не критик патриаршего курса, а тот, кому «позволительно». Митрополит Лев неожиданно поднял проблему ослабления позиций РПЦ в Азии, ссылаясь на информацию, полученную от архиепископа Корейского Феофана (Кима). Ясно, что утечка слов Церпицкого в Сеть произошла без его согласия. Тем не менее сказанное им отражает очевидную противоречивость зарубежной политики РПЦ: с одной стороны, требуется сохранять «единство канонической территории», с другой – выраженной поддержки – ни материальной, ни политической, ни юридической – не оказывается. Иначе говоря, за пределами РФ ее митрополии давно живут по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», что чревато окончательным распадом сложной системы экзархатов, митрополий и епархий на постсоветском пространстве, выстроенной при патриархе Алексии II.
Конкретно в Западной Европе ситуация, как ни странно, до сих пор складывалась довольно благополучно и, в отличие от Прибалтики, Скандинавии, Чехии, речи об изгнании структур Московского патриархата там, строго говоря, не шло, что явно достигалось дипломатической работой митрополита Нестора. Более того, сам Сиротенко в ряде случаев оказывался единственным архиереем РПЦ, присутствие которого допускалось на крупных европейских мероприятиях высшего политического уровня. Участвовал он и в мероприятиях с участием Константинопольского патриархата. В частности, в похоронах патриарха Болгарского Неофита (16 марта 2024 года), похоронах папы Римского Франциска (26 апреля с.г.). Увольнение его с поста западноевропейского экзарха в этом смысле выглядит самоистязанием РПЦ. Кого бы ни назначили теперь на его место, позиции Московского патриархата в Европе будут ослаблены.
Церковный суд над митрополитом Нестором еще не состоялся, однако его результаты многие наблюдатели считают предсказуемыми: в худшем случае, если Нестор пойдет на конфронтацию и не явится на суд, – лишение сана, в лучшем, если митрополит приедет на суд и пойдет на диалог, – отправка «на покой». Последняя мера, которая раньше принималась в отношении 75-летних или тяжелобольных архиереев, теперь все чаще применяется к 50-летним, активным и вполне здоровым.
Когорта молодых архиереев-пенсионеров – интересное явление в современной РПЦ. Почисление «на покой» явно нестарого епископа выглядит как форма административного воздействия в случае, когда никаких оснований для запрета в служении или лишения сана нет, а «наказывать» архиерея формально не за что. В 2023 году был отправлен «на покой» 55-летний Леонид (Горбачев). В марте 2020 года похожим образом поступили с 45-летним митрополитом Венским и Австрийским Иоанном (Рощиным) и 63-летним митрополитом Аргентинским и Южноамериканским Игнатием (Пологрудовым).
Примечательно, что все эти архиереи ранее работали по линии ОВЦС и по многу лет служили за границей. То есть входили в особо доверенный, тщательно отобранный круг. В отличие от российской провинции, архиереи из ОВЦС, как правило, высокообразованные интеллектуалы, знающие иностранные языки. Сложно представить, что кто-либо из них может недальновидно «подставиться». О проблемах со здоровьем ни в одном из упомянутых случаев не известно. Митрополит Игнатий (Пологрудов) и вовсе известен как спортсмен, мастер спорта по айкидо.
В 2009 году был также почислен «на покой» 43-летний епископ Орловский и Ливенский Иероним (Чернышев), хотя в его случае и было объявлено – «по состоянию здоровья». Есть также с десяток пожилых епископов на покое, которые явно могли бы еще быть правящими, но в их карьере возникли непредвиденные сложности.
Очевидно, что репрессии уже угрожают параличом системы внешних церковных связей. Ситуация на «внешнем контуре» осложняется, а квалифицированных кадров у ОВЦС не так уж много.
Безусловно, молодые пенсионеры – своеобразное ноу-хау эпохи патриарха Кирилла. Люди, которых невозможно полностью удалить из системы, но которые по разным причинам будут пребывать в своеобразном «лимбо» как минимум до следующего «понтификата». Для патриархии эта «скамейка запасных» – опасность и головная боль, в том числе финансовая. «Положение о практике почисления клириков за штат» РПЦ предполагает, что епископ «на покое» должен иметь пожизненное содержание за счет церкви. Обычно таким архиереям предоставляют храм в Москве. Игнатий (Пологрудов) служил в храме Святителя Николая в Дербенёве, далее был определен в Иосифо-Волоцкий монастырь; Иоанн (Рощин) унаследовал храм Преподобного Феодора Студита у Никитских Ворот, где в последние годы жизни служил протоиерей Всеволод Чаплин, потом получил Покровский храм в Измайлове; Иероним (Чернышев) – настоятель церкви Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Митрополит Леонид получил приход в родном ему Краснодаре.
Среди указанных примеров случай Леонида (Горбачева) больше всего похож на случай Игнатия (Пологрудова), устраненного из Аргентины в 2020 году. Оба были активными епископами, которые пытались организовать миссию вне основной канонической территории РПЦ.
После своей отставки Горбачев оказался первым, кто опротестовал ее, выступив в соцсетях с резкими заявлениями. Эти высказывания можно счесть вызовом для патриархии. Конечно, Леонид, как и все «молодые пенсионеры», скорее аппаратчик, чем духовный лидер и народный миссионер. Однако процесс складывания архиерейской оппозиции патриарху Кириллу с каждой такой отставкой ускоряется. Мнение священнослужителей о том, что в церкви возобладала практика двойных стандартов, усиливает большой разброс между наказаниями. Активно обсуждается контраст между решением по митрополиту Илариону (Алфееву) и решением по бывшему епископу Игнатию (Пунину). Иларион за тяжелые канонические нарушения просто снят с Будапештской кафедры. Его оставили в сане и дали храм в престижных Карловых Варах. Игнатий же за административные нарушения неясного свойства лишен сана.
Сам митрополит Иларион едва ли примет участие в этом движении. Однако он вполне может выступить в роли «мотивационного спикера» для нарождающейся архиерейской оппозиции. Заявка уже была сделана в одном из видероликов, записанных им осенью. Иларион прицельно подбадривает своих слушателей: «Если тебя потопили в одном месте, попытайся всплыть в другом»; «Не позволь людям потопить тебя окончательно».
Наблюдатели отмечают, что Иларион все чаще выступает в прессе (в частности, в начале ноября он возмущался давлением на Московский патриархат в Чехии, где теперь служит) и уже перестал выглядеть откровенно опальным. Из комментариев зрителей его видеоканала: «Несмотря на все то, что вы прошли за последнее время, вы даже стали лучше выглядеть, моложе, свежее. Да поможет Вам Господь, да защитит вас и помилует!» Подобную поддержку отмечают и в отношении других «молодых пенсионеров».

