0
1211
Газета Факты, события Интернет-версия

18.04.2002 00:00:00

Бодрийар как симулякр

Тэги: бодрийар, фотобиеннале


Слава и усталость

Как стать знаменитым? Прежде всего нужно понимать механизм популярности. Бодрийар детально изучил работу масс-медиа. И нашел верный рецепт. Достаточно время от времени будоражить публику новыми резкими заявлениями. Например, говорить, что "мы все транссексуалы", "2000 год уже произошел" (за несколько лет до 2000 года), а Штаты - это Диснейленд, и ничего, кроме Диснейленда. Парадоксы Бодрийара находят свое подробное объяснение в его книгах. Хотя тех, кто слышал звон, но не читал книг, значимо больше, чем читателей. Даже депутаты Госдумы в России знают, что "войны в Заливе" никогда не было. Но вряд ли они знают, что первым это сказал Жан Бодрийар. Это и есть слава.

Мы встретили Бодрийара в галерее "На Солянке". Едва отбившись от прессы, он удалился в директорский кабинет, чтобы выпить по стопке водки с Вадимом Гаршиным, директором галереи, и Александром Пановым, куратором выставки. И тут философа, порядком утомленного фотовспышками и телекамерами, одолели два корреспондента "EL-НГ".

- Вы устали от внимания других?

- Да. Устал от того, что очень много молодых людей - таких, как вы, - все время хотят от меня получить объяснение моим действиям. Но я понимаю, что это необходимо - это ваша работа. Занимаясь общественной деятельностью, ты всегда вынужден давать объяснения, общаться с журналистами. Меня это не очень волнует. Перед вами выставка фотографии. Здесь висят работы. Они должны говорить сами за себя. Если они созданы, то зачем объяснять то, что на них. Но я понимаю, что вам интересно получить мои комментарии. Вот я и говорю с вами, хотя это и утомительно. Есть карточки. Зачем произносить слова - мне кажется, пояснения бессмысленны.

- Может быть, популярность - это единственная реальность в мире симулякров?

- Понятие "славы" скорее имеет отношение к мифологии или суеверию. Популярность - это непременный атрибут общественной деятельности. Но этот момент меня не очень волнует.

- Должен ли философ интересоваться политикой?

- В принципе не должен. Но после нью-йоркских событий это невозможно. Я не люблю политиков и политику. Меня интересуют общественные проблемы.

- 11 сентября... (Жан Бодрийар удрученно вздохнул, только заслышав русское слово "сентябрь", и тут же прервал вопрос на полуфразе.)

- Я слышу, что вы упоминаете 11 сентября, но я не хотел бы об этом говорить.

- Способна ли в начале нового века появиться новая общая идея или теория, такого рода, как марксизм или фрейдизм, - теория, которая завоюет мир?

- Вряд ли. Общая идея сейчас вряд ли возникнет. Скорее, сегодня возможны разрозненные идеи и теории. Постмодернизм - не общая идея. Это и не теория.

- Повлияли на вас какие-то русские философы, жившие во Франции? Например, Кожев?

- Возможно, только Достоевский. Но это было очень давно. И он был литератор, мыслитель...

- Что вам понравилось в Москве?

- Я не успел много посмотреть сейчас. Когда приезжал в город последний раз, он показался мне печальным. А теперь он выглядит гораздо радостнее.

- Какие чисто человеческие причины заниматься философскими поисками?

- Это слишком многосложный вопрос для короткой беседы. Я ничего не ищу. Я нахожу.

Фланер на сцене

Слева от входа в зал "На Солянке" - сцена. На сцене - три фотографии. Автопортреты Жана Бодрийара. Он снимал себя в зеркале со вспышкой. Тело интеллектуала полуобнажено, но все время чуть прикрыто - то тенями, то бликами, то красноватым отсветом, который лег на плечо. Этот гуманистический триптих демонстрирует не столько несовершенство стареющего тела, сколько невозможность увидеть самого себя без посредства инструментов.

Камера - непривычный для Бодрийара инструмент. Но, снимая, фотограф Бодрийар видит то же самое, что Бодрийар - философ. Он видит симулятивные фасады (здание целиком закрыто сеткой, на которой изображен фасад). Он видит мнимые реальности (стройплощадка закрыта забором, на котором написано море и пляж). Он видит эстетические иллюзии ("голландский натюрморт" с кровавыми кусками мяса). Это не выставка про то, "что есть". Это выставка про то, что чем кажется.

В России общественный герой - это, по определению, писатель. Во Франции ту же роль исполняют философы. Точнее, "интеллектуалы". Без Бодрийара не обходится не только серьезный разговор о медиализации или гипертексте. Но, кажется, ни одно крупное общественное событие девяностых не прошло мимо его внимания. И смерть принцессы Ди. И события в Тимишоаре. И война в Боснии.

Бодрийар кажется очень публичным человеком. Философом, погруженным в "экстаз коммуникации". На деле он - один из самых глубоких критиков системы массмедиа. Общество не может увидеть себя без этого мощного орудия. Эта система охватывает все и обманывает всех. Вместо реальности мы видим лишь образы.

Толпа схлынула с вернисажа, люди ушли (за исключением двух-трех), и Бодрийар снова вышел в зал, чтоб посмотреть на собственные кадры. Так, словно увидел их впервые. "Может быть, вы прокомментируете снимки", - спросил его обозреватель "НГ". "Нет. Не шутите с этим", - ответил Бодрийар. И правда - кадры не нуждались в объяснении. Это были снимки фланера, который видит в реальности именно то, что хочет видеть. Сплошной обман. Заманчивую мнимость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4293
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2356
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2672

Другие новости