0
974
Газета Факты, события Интернет-версия

24.11.2011 00:00:00

Критика чисто по разуму

Тэги: критика, литература


критика, литература Валентин Недзвецкий рассказывает о прошлом и настоящем критики.
Фото Ольги Колпаковой

11.11.11 – дата, обещавшая что-то неожиданное. В этот день в Российско-немецком доме состоялось очередное мероприятие литературного клуба «Мир внутри слова». В аудитории собрались студенты таких столичных вузов, как МПГУ, РГГУ, ИЖЛТ. Основным фигурантом вечера был доктор филологических наук, профессор МГУ имени Ломоносова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, президент Ассоциации вузовских филологов, литературовед, автор ряда учебников и монографий по литературоведению Валентин Недзвецкий.

Сразу обозначив формат встречи как научно-популярную лекцию с элементами дискуссии, господин профессор перешел к делу. Заголовок заявленной лекции звучал витиевато: «Литературная критика, ее прошлое и настоящее на примере русской критики». Главная мысль профессора была о том, что предмет этой самой критики – непосредственно художественная литература, литература как искусство слова. Задача критики – представление достижений художественной литературы, борьба за ее высокое назначение. Цель – разъяснение специфики внутренних законов, ценностей художественной литературы. Между тем русской литературе в собственно художественном смысле от силы лет 200, ибо ранее наша литература являла собой не столько цель, сколько средство – религиозного назидания в древности, риторики в XVIII веке, пропаганды революционных идей во времена декабристов.

Новейшее понятие о сугубо эстетическом назначении литературы, по мысли профессора, зиждется, как водится, на двух столпах: это Пушкин и Белинский. Последний несправедливо забыт настолько, что его недавний 200-летний юбилей прошел почти незамеченным. Тем не менее только Белинский создал первое для отечественной литературы стройное учение о художественности с его требованием от произведения органической идеи и соответствия формы и содержания. И только Пушкин уяснил и провозгласил, что цель поэзии – поэзия, и поэзия в известном смысле выше нравственности, поскольку если произведение художественно, оно уже нравственно. Отсюда ориентировка автора на объективность.

Когда пришло время вопросов, лектора спросили: «А если взять полностью субъективных авторов: де Сада, описывавшего далекие от моральных установок вещи; Ивана Баркова – апологета русской матерной поэзии времен, когда все повально писали оды; наконец, футуриста Маринетти, провозглашавшего единственной гигиеной мира войну, – все они так или иначе обрели свое место под солнцем в литературном пантеоне. Как же так: где высокие идеалы? Где требования, предъявляемые критиком к автору?» Вывод был сделан такой, что здесь, по видимости, срабатывает некий закон отрицания отрицания: «Внося диссонанс в литературу своей эпохи, подобные единичные авторы способствуют прогрессу литературы, вырывая ее из рамок укоренившихся догм и застоя».

Таким образом, магическая дата из шести единиц вполне оправдала себя, подарив всем собравшимся незабываемый вечер в компании разумного, доброго, вечного и – критичного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
879
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1058
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
516
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
352

Другие новости