0
1942
Газета Факты, события Интернет-версия

06.08.2015 00:01:00

В «Даче на Покровке» вспомнили Хитровку

Тэги: дача на покровке, лев рубинштейн, елена фанайлова


дача на покровке, лев рубинштейн, елена фанайлова «Немосковствующий» поэт Лев Рубинштейн. Фото автора

Несмотря на то что официально литературный сезон закрыт, вечера продолжаются. Весной этого года проект «Культурная инициатива» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) придумали концепцию, в рамках которой встречаются два поэта – коренной москвич и, так сказать, москвич в первом поколении и рассказывают о своем ощущении города. Начинание назвали «Москва и немосквичи». На этот раз в клубе «Дача на Покровке» встречались Лев Рубинштейн и Елена Фанайлова. Открывший вечер Данил Файзов назвал событие очень «своеместным», намекая на близость к Хитровской площади, важной для Москвы территории. Кроме того, он рассказал о предтече проекта – антологии «Возвращение в Москву», увидевшей свет в прошлом году.

Лев Рубинштейн, один из участников этой антологии, прочитал вошедшее в нее эссе «Узнай о себе», где размышлял на тему сложившегося «мифа о москвиче»: «Я узнал о том, что быть москвичом – это вроде как в прежнее время было быть дворянином, то есть пользоваться всеми привилегиями не по заслугам, а по праву рождения. Я узнал, что Москва – это место, где обитает сплошное начальство. К москвичу и относятся как к начальству…»

Эстафету приняла Елена Фанайлова. Она сообщила гостям, что приглашение на этот вечер стало для нее поводом вернуться к своим стихам о Москве, посмотреть, как менялось отношение к городу. Родившуюся в Воронеже Фанайлову всегда привлекала психогеография, взгляд на то, как формирует людей ландшафт и городское окружение. Но на первом этапе знакомства с Москвой город не оказал на поэта никакого существенного влияния. В ту пору на нее влияли скорее Киев и Питер. Москва как реальность появилась в стихах Фанайловой в 90-е годы. И отношение к городу было поначалу романтическим. «В народе царит воскресенье, гульба,/ Объятья пижонки раскроет Москва,/ У Рижского рынка поспела весна/ С какими-то семечками, шелухой./ Смотри, здесь достаточно левых господ,/ Приказчиков и пассажиров чужих,/ Пронырливых, ласковых, будто Восток,/ Наперсточников, золоченой фарцы». Была прочитана и своего рода пародия на карточки Рубинштейна.

Отметив, что никогда специально не «московствовал» в своих текстах, так как использовал квази чужой язык, Рубинштейн выбрал произведение под названием «Мама мыла раму», где город все-таки фактурно угадывался: «1. Мама мыла раму./ 2. Папа купил телевизор./ 3. Дул ветер./ 4. Зою ужалила оса» и т.д.

Елена Фанайлова читала стихи второй половины нулевых годов, по ее словам, это было время сатирического отношения к городу. В ее произведениях возникали реальные персонажи российской политики и литературы.

Завершили же вечер ответы поэтов на вопросы Файзова. Вопросов было три: самое любимое место в Москве; самое необычное место, где поэты встречали свои книги; самый необычный способ употребления алкоголя. И хотя Файзов предполагал блицопрос, ответы потребовали достаточно развернутых и интересных комментариев. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
2145
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
2490
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
2218
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
3350