0
817
Газета Факты, события Печатная версия

22.07.2020 20:30:00

От повествования к мелодии

Рассказ Александры Николаенко и его особенная организация

Тэги: маяковский, велимир хлебников, проза, поэзия, онлайн, 90е


11-3-1-t.jpg
Александра Николаенко – яркое литературное
открытие последних лет. Фото Павла Сарычева
«LitClub Личный взгляд», руководимый поэтом и критиком Людмилой Вязмитиновой, провел в формате Zoom-конференции уже 26-е занятие литературной мастерской. За время более чем трехмесячного онлайнового режима работы мастерской география ее участников значительно расширилась – как за счет жителей России, так и за счет жителей дальнего зарубежья, раскиданных по континентам от Среднего Запада США до Китая. Все они с неослабным интересом и с большой пользой для себя участвуют в двухчасовых занятиях, включающих в себя не только неизменно увлекательную и выполненную на высоком профессиональном уровне лекцию Вязмитиновой на тему, выбранную для текущего занятия, но и общее обсуждение, дающее возможность высказаться каждому участнику. При этом часто возникают дискуссии – зачастую довольно острые. Все это дает богатый материал для размышлений и прозрений, способствуя творческому росту.

На этот раз тема занятия была «Феномен рассказа Александры Николаенко «Без прописки». Это рассказ одного из самых блистательных современных прозаиков, по мнению Людмилы Вязмитиновой, органически сочетает в себе как стихотворный, так и прозаический способы организации речи. Она показала, что это стало возможным благодаря тому, что его автор мастерски владеет словом, тончайшими нюансами организации потока речи, темой, деталью и культурным контекстом. Поэтому подробное изучение устройства этого рассказа способствует расширению профессионального кругозора и становлению собственной поэтики.

Постоянный участник литмастерской Людмила Осокина сравнила прозу Александры Николаенко с прозой Тимура Зульфикарова. 

По ее мнению, Зульфикаров идет от мелодии речи к повествованию, а Николаенко – от повествования к мелодии, задействуя большое количество приемов, в результате чего рассказ, оставаясь прозой, становится стихотворением. В ходе общей дискуссии говорилось, что рассказ Николаенко привязан к конкретному времени и месту – Москве 1990-х – и одновременно несет архетипическую и символическую нагрузку, что поднимает его до уровня волшебной сказки и даже притчи.

В заключение поговорили о прозе поэта, плюсах и минусах онлайнизации литературного процесса и дальнейших планах занятий. За сезон 2019/20 годов было разобрано множество тем, связанных с теорией и практикой русского стиха, – с привлечением имен от Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова до Арво Метса и Кирилла Медведева. При этом около 10 занятий было посвящено современному свободному стиху. Однако исчерпать эту чрезвычайно актуальную тему невозможно, и продолжение ее стоит в планах литературной мастерской, равно как и множество тем, связанных с теорией и практикой русского стихосложения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По щучьему веленью

По щучьему веленью

Евгений Лесин

Поэт Юрий Ряшенцев пишет не про Емелю, не про сказки, а про нынешнее время, сегодняшнюю Россию

0
681
Старая история про большую грудь и такую же любовь

Старая история про большую грудь и такую же любовь

Алла Хемлин

Монолог женщины, которая не смогла сдать бутылки

0
482
Русская пропасть

Русская пропасть

Игорь Яркевич

Рассказ о том, что патриотизм пора сделать нейтральным – без империализма и милитаризма, а коррупцию очистить от мифа воровства и стагнации

0
218
Он был «плохим парнем» – и потому моим близким другом

Он был «плохим парнем» – и потому моим близким другом

Андрей Бычков

Игорь Яркевич – пример того, как надо не оглядываться на литературную шушеру и заниматься своим делом

0
638

Другие новости

Загрузка...