0
1078
Газета Факты, события Печатная версия

26.01.2022 20:30:00

Строки, не приклеенные к музыке

Сонеты Вивальди и поэтические эпиграфы к Чайковскому

Тэги: музыка, поэзия, вивальди, чайковский, эпиграфы, переводы, собор


музыка, поэзия, вивальди, чайковский, эпиграфы, переводы, собор Максим Лаврентьев, Анна Июдина, Елена Скворцова и Юлия Иконникова в соборе Святого Андрея. Фото автора

В московском англиканском соборе Святого Андрея состоялся музыкально-поэтический концерт «Времена года. Вивальди и Чайковский». Это масштабный цикл произведений итальянского мастера и камерно-лирическое собрание самого узнаваемого русского композитора.

Антонио Вивальди передал характер и красоту каждого времени года отдельной частью концерта. В известных произведениях о весне, лете, осени и зиме то слышатся звуки капели и вьюги, то представляется картина утреннего пробуждения и багровый листопад. «Времена года» Петра Чайковского – это своеобразный личный дневник из 12 частей, названных каждым месяцем, где автор запечатлел яркие моменты своей жизни. Чайковский повествует о российской усадебной жизни, выражает красоту городского пейзажа, показывает сцены из домашнего музыкального быта людей его времени. Исполняли музыкальные произведения лауреаты международных конкурсов: Анна Июдина (скрипка), Елена Скворцова (виолончель), Юлия Иконникова (орган).

Однако уникальным проект стал возможен благодаря участию в нем поэта, прозаика и литературоведа Максима Лаврентьева. Специально для концерта он создал оригинальные переводы сонетов Вивальди и поэтические эпиграфы к инструментальному циклу Чайковского.

«Вивальди проявил себя не только как великолепный композитор. Количество его поэтических сонетов, конечно, несопоставимо с музыкальными, их всего четыре. Но что это за сонеты?! В середине 20-х годов XVIII столетия, когда Вивальди работал над циклом из четырех концертов, он написал сонеты. Не знаю, предназначались ли они изначально для исполнения, но точно – для исполнителей. Вивальди подписывал отдельные строчки под кусками музыки, чтобы музыкантам было легче правильно интерпретировать его произведения. Эти сонеты представляют очень интересные и профессиональные поэтические тексты», – прокомментировал свое выступление Лаврентьев.

На протяжении года программа видоизменялась, постоянно дополняясь: так, сейчас добавился духовой орган, появилась другая скрипка, а Максим стал больше читать своих текстов, комментировать происходящее и рассказывать об истории произведений, не давая публике заскучать во время подготовки музыкантов.

«Полтора года назад я пришел сюда как зритель, меня привела Юлия Иконникова, – поделился воспоминаниями Лаврентьев. – Я послушал, музыка прекрасная, а ведение концерта было не на высоте. Читались жуткие переводы сонетов Вивальди и старые эпиграфы, но ни то ни другое совершенно не подходило. Я предложил поискать переводы, не нашел ничего пристойного и перевел их сам. А потом уже сами собой написались новые эпиграфы к Чайковскому. Я стал вслушиваться в его музыку, чего раньше не делал, потому что очень знакомая музыка всегда замыливается в наших ушах. Нужно было что-то не приклеенное к музыке Чайковского, а рожденное его музыкой. Так появились новые эпиграфы».

«Все завершается когда-нибудь./ Но жизнь, приблизившись к потемкам,/ смерть должна обмануть –/ ненадолго уснуть,/ земное отчизне вернуть,/ и продолжить свой путь то подземным,/ то звездным потоком», – читал Лаврентьев. А органная музыка, рождественская экспозиция, нарядная елка, падающий за окном снег, поэзия – все это создавало атмосферу праздника и радости, словно ты попал в детство, где есть время для внимательного изучения мира и любования им.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Утешать и согревать тела и души однопланетян

Утешать и согревать тела и души однопланетян

Евгений Лесин

К 60-летию Михаил Сапего выпустил книгу избранных хайку, которую проиллюстрировали 20 художников

0
909
Я не робкая, стану тропкою…

Я не робкая, стану тропкою…

Наталия Набатчикова

Поэзия Ксении Август и звуки бандонеона соединились в ЦДЛ

0
114
И о кошках, и о птичках, и о белках

И о кошках, и о птичках, и о белках

Николай Фонарев

Вечер Союза писателей XXI века в ЦДЛ

0
208
Профессор дразнил студентов

Профессор дразнил студентов

Андрей Иркутский

Верлибры и соло на фортепиано на вечере рано ушедших поэтов и композиторов

0
206

Другие новости