0
170
Газета Факты, события Печатная версия

23.07.2025 20:30:00

Строгая и по-своему стильная

Творчество Татьяны Бек и сегодня находит неожиданные прочтения

Тэги: поэзия, критика, литинститут


поэзия, критика, литинститут Марина Марьяшина призналась, что столкнулась с поэзией Татьяны Бек в 15 лет. Фото Николая Милешкина

В московской Библиотеке им. И.А. Крылова прошел вечер памяти поэтессы и литературного критика Татьяны Бек (1949–2005), организованный Борисом Кутенковым и Николаем Милешкиным. От прошлых нынешнее мемориальное мероприятие отличалось тем, что на этот раз круг участников состоял преимущественно из тех, кому не посчастливилось знать Бек при жизни, но тем незамутненней оказались впечатления от творчества.

Первым выступил Филипп Хаустов, признавшийся, что для него Татьяна Бек существовала в литературном контексте всегда, но по-настоящему раскрылась лишь сейчас – как Учитель с большой буквы и «недостающее звено» между поэзией Серебряного века и века нынешнего. Последнюю мысль он подкрепил рассуждениями о перекличках судеб Бек и Арсения Тарковского, а также о борьбе в стихах Бек «ахматовского» и «цветаевского» начал.

Виктория Стройло и Елена Ткачевская обильно и выразительно зачитывали полюбившиеся им произведения Бек, попутно отмечая их особенности на фоне общего потока советской поэзии: было сказано, что Бек не делила поэтические темы на мелкие и большие, одинаково умея всматриваться в повседневный пейзаж и в вечность, не чуралась писать о муках творчества и о смерти. Татьяна Петрухина отметила, что Бек в пору своей работы в Литинституте организовывала совместные поэтические чтения преподавателей и студентов.

Кутенков взял на себя обобщающую функцию. В докладе он поделился результатами своего опроса среди молодых литераторов на тему того, как на них повлияли творчество и фигура Татьяны Бек. Результаты, как признался сам Кутенков, его удивили: оказалось, что при всей своей классичности и вневременности, творчество Бек до сих пор вдохновляет двадцатилетних поэтов самых разных направлений и умонастроений.

Поэтесса Марина Марьяшина вспомнила, как при первом знакомстве с поэзией Бек она, 15-летняя, подумала, что эта женщина могла бы понять ее неприкаянность – и каково было узнать, что Бек уже давно нет на этом свете.

Кутенков зачитал текст, присланный критиком Анной Аликевич. Эта заочная реплика несколько выделялась из общего ряда еще и своим мемуарным характером. Аликевич, которая в отличие от других участников мельком застала Бек, рассказала о периоде в истории Литинститута, когда сначала студенты Евгения Рейна в силу ряда обстоятельств были вынуждены ненадолго прибиться к Бек, а потом – после внезапной кончины Татьяны Александровны – скитались неприкаянными. В отличие от многих других мемуаристов Аликевич увидела Бек не трагической надмирной юродивой, а строгой и по-своему стильной, чья «инаковость» была типична для представителей московской интеллигенции.

Завершило вечер стихотворение Бек «Утро вечера мудренее», прочитанное Петрухиной. Реплики выступавших перемежались демонстрацией видеозаписей, на которых Бек читала стихи, рассуждала о поэзии и своем месте в ней. Вечер показал, что спустя 20 лет после ухода Татьяны Бек ее творчество продолжает открываться все новым читателям и находит неожиданные прочтения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Госдума исполнила функцию парламентского контролера

Госдума исполнила функцию парламентского контролера

Иван Родин

Глава Минцифры разъяснил депутатам планы власти по регулированию интернета

0
1203
Сектор Газа предлагают раздробить

Сектор Газа предлагают раздробить

Игорь Субботин

Генштаб Израиля подготовил "план захвата" анклава

0
1720
Куда музыка заведет

Куда музыка заведет

Юрий Юдин

К 100-летию поэмы Марины Цветаевой «Крысолов»

0
2560
В небе звезды скрипят

В небе звезды скрипят

Владимир Буев

Добрые стихи и рассказы родом из села Доброго

0
591

Другие новости