0
1108
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.12.2001 00:00:00

Правдивая ложь

Тэги: полиграф, лож, исследование


Насколько серьезно следует относиться к результатам исследования на полиграфе и можно ли обмануть "машину правды"? Задавшись этими вопросами, корреспондент "НГ" отправился во Владимирский юридический институт (ВЮИ) Минюста РФ, где, если верить словам столичных специалистов-психологов, трудятся одни из наиболее компетентных в России полиграфологов.

┘Детектор лжи, которым пользуются во Владимире, - не самая новая, но вполне рабочая машина: аппарат "Эпос" уже несколько лет исправно применяется для различных проверок в органах ФСБ и МВД. Внешне полиграф представляет собой небольшой металлический ящик, из которого тянутся несколько разноцветных проводов, соединенный с обыкновенным ноутбуком.

"Ну что, Андрей, вы готовы к испытанию?", - обращается к корреспонденту "НГ" молодой человек, один из полиграфологов владимирского института (имена специалистов держатся в секрете. - Прим. авт.). Меня посадили на обычный стул, под ножки которого подложили два датчика - "треморы" (они должны фиксировать двигательную активность). После этого на груди поместили еще два датчика - нижнего и верхнего дыхания, а на пальцы правой руки одели регистраторы кожно-гальванического рефлекса (измеряет сопротивление кожного покрова) и плетизмограммы (фиксирует деятельность сердечно-сосудистой системы).

В идеале при тестировании полиграфолог должен находиться один на один с испытуемым. Но в нашем случае в комнате находился один из ведущих психологов ВЮИ Сергей Хачатурян. Первый тест - координационный: аппарат должен "настроиться" на конкретного человека. Мне предлагается отвечать отрицательно на все предлагаемые вопросы.

"Вас зовут Алексей?" - "Нет". - "Андрей?" - "Нет". - "Антон?" - "Нет".

Затем - основной тест. Полиграфолог предложил мне загадать цифру от одного до пяти, написать ее на листе бумаги сначала правой рукой, затем левой и спрятать бумагу в карман. При этом специалист пообещал в течение нескольких минут безошибочно решить задачу. Я написал цифру "четыре", после чего свернул листок в трубочку и, полностью расслабившись, сообщил, что готов к эксперименту. Про себя я решил, что на все вопросы снова буду отвечать отрицательно.

"Вы загадали цифру пять?" - "Нет". - "Цифру три?" - "Нет". При ответе я усиленно напрягаю левую руку. "Разожмите, пожалуйста, кулак", - неожиданно говорит молодой человек. При этом я вдруг понимаю, что он сидит спиной и не может видеть сжатый до синевы кулак.

"Вы загадали цифру четыре?" - "Нет" (я, конечно, соврал). - "Цифру два?" - "Нет". - "Цифру один?" - "Нет". Полиграфолог молчит несколько секунд и, оборачиваясь ко мне, говорит: "Отдохните немного, сейчас продолжим". Перечень вопросов повторяется еще трижды. Всякий раз паузы между вопросами полиграфолога различны по продолжительности. Минуты через три я начинаю терять бдительность, но снова стараюсь сбить оппонента с толку, потихоньку напрягая то ногу, то руку. "Андрей, успокойтесь и не играйте в разведчика, - с улыбкой обращается ко мне полиграфолог. - Я уже все понял, но давайте попробуем еще раз. Так, на всякий случай". Через минуту молодой человек сообщает, что готов дать ответ. Тут в разговор вмешивается Сергей Хачатурян: "Я тоже могу попробовать ответить. Хотите, положу в карман количество монет, соответствующее загаданной цифре?" При этом психолог неспешно отсчитывает на ладони монеты.

"Колитесь, Андрей. Вы загадали цифру "четыре"? - полиграфолог смотрит на меня с видом победителя. - Не переживайте, обмануть полиграф не может никто: он регистрирует симптомокомплексы, управлять которыми без специальной подготовки человек не может".

В этот момент Сергей Хачатурян достает из кармана четыре монеты. "Я разгадал число, ориентируясь на наклон головы", - утверждает психолог. Оказывается, обычный человек может в среднем контролировать лишь семь собственных состояний, например, двигательную активность, напряжение мышц или частоту дыхания. Стараясь уследить за всем этим, я постоянно наклонял голову, когда звучало "четыре"┘

Специалисты ВЮИ утверждают, что в принципе научиться противодействовать полиграфу можно. Правда, для этого необходим сам детектор лжи и опытный психолог. Подготовка профессионального "обманщика" стоит десятки тысяч долларов, и в России этим занимаются только в СВР. А как показывает практика, ввести в заблуждение полиграф удается лишь двум процентам неподготовленных людей...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
724
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
502
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
799
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
951

Другие новости