0
5668
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.03.2016 00:01:00

Теорема о невозможности защиты достоинства

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН и Associate professor университета «Мемориал» (Канада).

Тэги: украина, революция достоинства, человеческое достоинство, анализ


украина, революция достоинства, человеческое достоинство, анализ Одна и та же картина общественных настроений может быть представлена в виртуальной реальности противоположным образом. Фото Reuters

Если исходить из потребности в адекватной реакции на попытку соседей из Украины в 2013–2014 годах совершить так называемую «революцию достоинства», то необходимо представить на рассмотрение россиян и всех тех, кто потенциально может выбрать такой же ложный путь, как минимум три доказательства бесперспективности оного.

Дано: человеческое достоинство может находить свое выражение в правах человека, источник которых находится внутри любого индивида вне зависимости от его социальной, национальной или половой принадлежности, или в чести, источник которой всегда вне индивида – в оценках окружающих и властей предержащих. Первый вариант ложен, второй не исключен, хотя лучше о достоинстве вовсе не вспоминать.

Следует доказать: попытки определить человеческое достоинство через права человека и защитить эти права в российских условиях абсолютно бесперспективны.

Первый вариант доказательства (экономический). Высокий уровень неопределенности создает стимулы к захвату ренты и к коррупции. Государственный служащий, не уверенный в завтрашнем дне, сделает своим приоритетом максимизацию собственных доходов «здесь и сейчас», игнорируя все остальные соображения. Заставить действующего в таких условиях чиновника заботиться о достоинстве граждан можно, только установив за ним тотальный контроль и создав атмосферу страха оказаться за решеткой и потерять все.

Согласившись на необходимость укрепления и централизации власти для ограничения коррупции, население оказывается перед непреодолимым логическим противоречием. Для защиты человеческого достоинства, понимаемого как права человека, требуется авторитарная власть, в пределе – Левиафан. Но тогда сами права человека избыточны, учитывая наличие сильной власти в российских условиях и без этих прав.

Следовательно, оптимальной реакцией на украинскую «революцию достоинства» является создание всеми возможными средствами атмосферы неопределенности в этой стране. Искомый результат – ассоциация коррупции с попытками защиты достоинства. Все средства для этого хороши: скрытая и открытая интервенция, торговое эмбарго и ограничение транзитного транспортного сообщения и т.д. Чем больше неопределенности и ощущения тупика, тем лучше для исключения даже упоминаний о человеческом достоинстве.

Второй вариант доказательства (информационный). В виртуальной реальности нельзя отличить правду от лжи, правых от виноватых. Так, разговор о человеческом достоинстве можно до такой степени насытить вымыслом и деталями, не относящимися к существу вопроса, то есть человеческому достоинству, что его участники забудут о предмете разговора. В конечном счете разговор о человеческом достоинстве предстанет абсолютно бессмысленным.

Следовательно, репортажи о революционных и постреволюционных событиях в Украине требуется сделать образцами создания виртуальной реальности. Если особо продвинутые граждане захотят найти выход из нее с помощью Интернета, нужно наполнить сетевые дискуссии тем же – смесью лжи, бессмыслицы и подаваемой под видом ИМХО властвующей элиты. Интернет-тролли не менее эффективны, чем танкисты.

Третий вариант доказательства (социальный). Права человека не являются единственно возможным осмыслением человеческого достоинства. Человеческое достоинство, понятое в категориях чести, индивидуальной или групповой, более приемлемо для представителей властвующей элиты. Честь в отличие от прав человека имеет источником не самого индивида, а его окружение.

Значит, соображениями чести легче манипулировать в интересах власти. Например, критику ситуации с правами человека всегда можно представить как неуважение и попытку принизить национальную честь россиян. Как хорошо известно по событиям первой трети XIX века (для тех, кто плохо знает историю, требуется написать учебники с соответствующими акцентами), вызвать противника на дуэль можно практически на пустом месте, если правильно сослаться на соображения затронутой чести.

Следовательно, инициируя всеми доступными средствами конфликты с постреволюционной Украиной, можно решить сразу две важные для российской властвующей элиты задачи.

Во-первых, саму революцию можно представить как достойную адекватного ответа попытку национального унижения русских, этакую перчатку, брошенную украинскими националистами. А там уже можно вспомнить и «обязанность защищать» русских – и сослаться при этом на англоязычный концепт (responsibility to defend), пусть даже в порядке исключения.

Во-вторых, когда инициирован конфликт с Украиной, у нас есть надежда на аналогичную ответную реакцию украинцев. Нанеся удар первыми, можно либо потребовать подставить вторую щеку, либо спровоцировать обладающего заведомо меньшими ресурсами противника на драку, в ходе которой у него не останется другого выхода, как попытаться защитить свою честь. Пытаясь защитить свою честь, противник попадает в другую ловушку: соображения прав человека отходят на второй план даже в его сознании. В конечном счете мы навязываем ему свою игру, а именно понимание человеческого достоинства в терминах чести, а не прав человека. Революция достоинства тонет в спорах о чести и сохранении лица, выйти из которых сухим не удалось и «нашему всему», Пушкину.

Исследование, проведенное автором по состоянию на начало февраля 2016 года, подтверждает правильность приведенных выше доказательств. Среди всех слов, которые ассоциируются с человеческим достоинством в сознании россиян и граждан Украины (тем и другим посредством онлайн-панелей задавался открытый вопрос: какие слова приходят на ум, когда вы думаете о человеческом достоинстве?). Были измерены относительные частотности, то есть количество документов, в которых встречается то или иное ключевое слово («любовь», «ум» и т.д.) и слово «достоинство», разделенное на общее количество документов, упоминающих «достоинство» в данном сегменте Интернета. Оказалось: в украиноязычном сегменте Интернета сегодня наиболее популярно слово «честь». Что и требовалось доказать.

Заключение. Доказано: россиянам не стоит думать об утверждении и о защите собственного достоинства, особенно в терминах прав человека. А следовательно, обладателям русской власти нечего опасаться – их позиции и их честь в безопасности.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
585
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
731
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
623
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
502

Другие новости