0
4405
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

19.09.2017 00:01:00

Белые и серые студенты

Бюджетные и платные учащиеся вузов почти не отличаются по уровню подготовки

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: высшее образование, студенты, платное образование, бюджетники, статистика


высшее образование, студенты, платное образование, бюджетники, статистика Фото агентства городских новостей "Москва"

Начало учебного года для одних (бюджетных) студентов – это ожидание стипендии, а для других (платных) – жесткая необходимость внести оплату за обучение на семестр или даже год. Чем же отличаются эти категории студентов? Почему одни за учебу получают, а другие платят?

Обратимся к статистике. Данные за 2017 год пока «гуляют», поэтому используем относительно надежный источник – «Россия в цифрах – 2016. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики», где на страницах 147–152 имеются весьма любопытные данные о российском высшем профессиональном образовании.

Согласно статистике, в 2015–2016 учебном году в России имелось 896 организаций высшего образования, из которых 530 – государственные или муниципальные (около 60%), а остальные 366 – частные организации. Численность студентов в этот период составила 4 млн 766 тыс. человек, причем более 4 млн (или более 85%) обучались в государственных и муниципальных организациях, а в частных вузах – менее 15%. Прием студентов в 2015–2016 году составил 1 млн 222 тыс. человек, в государственные и муниципальные учреждения – более 1 млн человек, или 86%.

Полагаю, что за год тенденция сильно не изменилась. А если и изменилась, то не в пользу частных институтов, которые продолжают закрывать. Таким образом, можно говорить о том, что высшее образование у нас в стране является практически государственным. 15% частных вузов не могут быть реальной альтернативой государственной образовательной машине. Поэтому оставим «за скобками» частников, у которых за редким исключением все студенты платят. Поговорим о белых и серых студентах в государственных конторах.

Очевидно, что государство бесплатно обучать более 4 млн студентов в нынешних условиях не в состоянии. Дело даже не в экономическом спаде или в стагнации (кому как нравится). Дело в том, что социальный блок пока не самый важный для нынешнего правительства, а социальная ответственность российского бизнеса близка к нулю...

Таким образом, часть студентов учится бесплатно (размер этой части, по разным оценкам, составляет 30–50% от всех студентов государственных и муниципальных учреждений), а другая часть – за деньги. За приличные деньги. В некоторых столичных университетах за четырехгодичную подготовку на уровне бакалавра по некоторым направлениям нужно выложить 2 млн руб., то есть 500 тыс. в год. Для сравнения: приличную двухкомнатную квартиру где-нибудь в Костроме или Ярославле можно купить за 1,5 млн руб.

Менее знаменитые вузы имеют и цены на обучение существенно меньше. Однако для обучения на очном отделении заплатить менее 100 тыс. руб. в год вряд ли где удастся. Таким образом, одни студенты имеют доход от стипендии в размере 25–30 тыс. руб. в год, а другие – расход в 100–200 тыс. руб. Чем же они отличаются? Тем, что первым в момент поступления хватило баллов, медалей, очков олимпиад и т.д., а вторым не хватило.

И этот однократный отбор разделил студентов, условно говоря, на белых и серых. Даже если платный студент–отличник, а бюджетный – троечник, местами их не поменяют. Единственный исключительный случай, известный мне, когда платного студента перевели в бюджетные на место отчисленного за неуспеваемость. Но это очень частный случай.

И еще один нюанс. Не все бюджетные места достаются россиянам. Согласно справочнику «Россия в цифрах – 2016», в 2015–2016 году в России обучалось почти 200 тыс. иностранных студентов, причем более 100 тыс. из них были из стран СНГ. Сегодня эта тенденция привлечения иностранных студентов усиливается. Так вот, даже из моего собственного опыта преподавания следует, что лишь половина из этих иностранцев учится за деньги, а другая половина получает бюджетные места. Возможно, собственные места по квоте, а возможно, и за счет квоты россиян.

Мне кажется, что сложившаяся ситуация существенно нарушает социальную справедливость в аспекте равноправия в получении образования нашей молодежью. Во-первых, несмотря на 10-летний юбилей ЕГЭ, который мы отпраздновали в этом году, утверждать, что все отлажено и нет проблем, пока смешно. Припоминаю первые годы ЕГЭ, когда лучшими по русскому языку были сельские школы, районы Крайнего Севера и Северного Кавказа. Сейчас уже не так, но... Можно купить ЕГЭ? Думаю, да, хотя не везде и не всегда. Можно купить олимпиаду? Думаю, да, хотя не любую. Медаль тоже можно купить. Или получить в подарок. И эти «покупки» при современной процедуре поступления в вуз будут оценены как правильные «инвестиции».

Критикующий да предложит. Мне кажется, что можно внимательнее присмотреться к практике частных вузов, сложившейся как в России, так и за рубежом. В частном вузе платят все. Платят в принципе одинаково. Но из этой оплаты могут быть разные вычеты. Ввиду хорошей учебы. Ввиду тяжелой социальной ситуации. Ввиду общественной активности. И так далее, вплоть до снижения оплаты до нуля.

Предвижу яростные возражения большого числа родителей о том, что их детей хотят лишить бесплатного высшего образования. Так ли это? Многие ли дети из бедных или малообеспеченных слоев попадают сегодня на бюджетное место? Боюсь, что немногие. Их оттесняют дети, для которых нанимают классных репетиторов, покупают медали и олимпиады. Дети из семей с более или менее солидным достатком. Не берусь обобщать, но во время моей работы в Финансовом университете при правительстве РФ (провел там последние четыре года) редко у кого из студентов был телефон Nokia или Samsung. Все – iPhone да iPad. А они обычно стоят от тысячи долларов.

Единая цена на образование по вузу для всех студентов без исключения дает конкретный бюджет, в котором можно определить справедливую цену преподавателя (его зарплату и другие выплаты). Входящий денежный поток при этом определяется крайне просто – как произведение числа студентов на цену обучения одного человека. Такая прозрачность финансов на входе не означает прозрачность на выходе денег, но так проще контролировать расходы.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

Евгений Солотин

Рассчитывать на объективность суда сложно, но громкие заявления американских чиновников нуждаются в публичном обсуждении

0
301
Боевой разворот Анкары

Боевой разворот Анкары

Василий Иванов

Турецкие ВВС лавируют между Вашингтоном, Киевом и Москвой

0
479
Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Владимир Зеленский передает Украину в доверительное пользование Польше

0
842
Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Законодательство по борьбе с противниками спецоперации укладывают в логику статьи 58 УК СССР

0
652

Другие новости