0
10655
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

26.10.2017 00:01:00

Государство отстраняется от здравоохранения

Ада Горбачева
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Ада Эммануиловна Горбачева – обозреватель «НГ».

Тэги: медицина, страховка, государство, стоимость, лечение, финансирование


Предложение Владимира Путина, чтобы пациенты официально частично оплачивали лечение – следующий шаг к освобождению государства от тягот по финансовому поддержанию медицины. Вполне логично все развивается: денег на здравоохранение всегда было жалко, даже когда их было много, а уж теперь-то, во время кризиса, тем более. И в «жирные» годы нефтяного дождя несчастные 3,7% ВВП со скрипом отстегивали. Как ни бился профессор Леонид Рошаль, чтобы увеличили хотя бы до 5%, как ни объяснял необходимость этого властителям вплоть до президента, как ни обещали ему на самом высоком уровне добавить на народное здоровье, ничего подобного так и не произошло. Наоборот, финансирование еще уменьшают, объявляя при этом, что медицина получит гораздо больше от обязательного страхования. Ответственность на регионах. Ах, не получила и там? Ну, не повезло, плохой регион попался.

Снизились нефтяные доходы – у медицины в первую очередь финансирование урезали. По всей стране больницы закрывают, врачей сокращают. При этом растет армия организаторов здравоохранения, администраторов, многочисленных заместителей, помощников, представителей. Объединяют стоматологию с проктологией, офтальмологию с ортопедией. Называется «оптимизация». Происходит все, разумеется, под лозунгом «Вот теперь станет лучше». Но лучше не становится. А денег становится еще меньше.

И вот новый этап, новый способ экономии: «Нужно подумать, какая медицинская помощь должна оказываться бесплатно, а какая – с привлечением софинансирования, человек должен понимать свою ответственность за собственное здоровье», – заявил президент Владимир Путин.

Вопрос о цивилизованных соплатежах населения за медицинскую помощь назревал давно, рассказал обозревателю «НГ» президент Общества фармакоэкономических исследований профессор Павел Воробьев: «Во многих цивилизованных странах существует такой подход: пациент доплачивает относительно небольшую сумму за отпускаемые ему бесплатно лекарства. Но на первом месте – лекарства бесплатные. А у нас они платные для 96% населения. Сооплата выглядит в разных странах по-разному: где-то это оплата всех лекарств до определенной суммы в год, где-то фиксированная сумма за отоваренный рецепт, где-то как процент от стоимости, зависящий, в свою очередь, от категории плательщика (от 50% цены препарата до полностью бесплатного)».

Еще один способ сооплаты – скорая помощь. Нигде в мире скорая не оказывает собственно медицинскую помощь: ее функция - привезти в отделение скорой помощи, где и будут разбираться. У нас таких отделений нет. Там могут оказать помощь амбулаторно, могут начать реанимацию или госпитализировать. Бригада скорой помощи в процессе транспортировки лишь сохраняет жизненные функции: поддерживает давление, останавливает кровотечение, проводит искусственное дыхание, накладывает фиксацию при подозрении на перелом. Машина приедет ко всем и обязательно отвезет в отделение скорой помощи…

А вот дальше возникает проблема оплаты: если вызов признали необоснованным (для этого есть жесткие стандарты), пациенту выставят счет за вызов. И сумма в таких случаях бывает немаленькой, так как для обоснования отказа сделают и компьютерную томографию. Поэтому, прежде чем вызвать скорую при насморке или гипертоническом кризе, житель цивилизованной страны трижды подумает.

Сооплата за услуги тоже существует. Например, в США за любой визит к врачу платят 100 долл. Какие бы назначения ни последовали, какая бы страховка ни была, за визит надо заплатить. Во Франции визит и все назначенные процедуры оплачиваются пациентом самостоятельно, но потом ему возвращают либо часть, либо всю сумму. Иначе говоря, сооплата тоже не всегда и не полная. Но достать деньги из кошелька, а потом когда-нибудь их получить – это тоже моральный стимул.

К сожалению, в нашей стране амбулаторная помощь все менее и менее доступна в городах и практически недоступна во многих селах, продолжает профессор Воробьев. «Нам не о сооплате надо говорить, а о недоступности помощи. Денег в системе здравоохранения у нас более чем достаточно, но тратятся они, мягко говоря, нерационально. По самым скромным оценкам, до больного доходит всего 30% средств, которые ему якобы предназначены, остальные оседают по дороге в карманах бесконечной армии чиновников, страховых компаний, уходят на откаты и взятки. Поэтому, прежде чем запускать  всякие проекты по доплате к полисам медицинского страхования, следовало бы научиться бережно расходовать то, что уже есть. Глядишь, и денег стало бы хватать».

Практически население России давно и все больше оплачивает медицинскую помощь. Те, у кого есть какие-то средства. Те, у кого ничего нет, нередко остаются вне серьезной помощи. Если так происходит сегодня, при отсутствии законного софинансирования, то что же будет, когда его введут официально? В Конституции, как ни странно, еще сохранилась 41-я статья, по которой каждый гражданин России имеет право на медицинскую помощь, про софинансирование там ничего не говорится. Это, разумеется, не препятствие. Отменить статью или изменить ее так, что она станет по сути противоположной, не так уж и трудно.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Freedom Holding: Брокерская деятельность позволила компании Тимура Турлова увеличить прибыль вдвое

Freedom Holding: Брокерская деятельность позволила компании Тимура Турлова увеличить прибыль вдвое

0
1254
Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
2100
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
2020
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
3401