1
4401
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

31.10.2017 20:41:00

Исключить соревнование религий в школе

От выражения озабоченности клерикализацией образования мусульмане переходят к активным действиям

Диляра Ахметова

Об авторе: Диляра Файзулловна Ахметова – руководитель информационно-аналитического отдела ДУМ РФ.

Тэги: образование, клерикализация, религия, школа, круглый стол


образование, клерикализация, религия, школа, круглый стол Фото пресс-службы ДУМ РФ

Предметом широкой озабоченности введение предметной области федеральных государственных образовательных стандартов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область ФГОС ОДНКНР) стало осенью 2016 года, когда родители пятиклассников, в экспериментальном порядке изучающих курс «Истоки» в рамках указанной предметной области, стали массово выражать недовольство содержанием этого курса.

Многие в России обнаружили, что к обязательному введению новой предметной области, охватывающей все годы школьного образования, православное сообщество подошло во всеоружии – с разработанным учебным курсом (и не одним), апробируемым в десятках школ. Несмотря на претензии экспертов от педагогики по содержанию и исполнению этих курсов, стало очевидно, что православные продвинулись в освоении этой новой ниши несравнимо далеко по отношению к другим религиям, что вполне объяснимо вызвало у последних неудовольствие. Негатив и недоверие усилились после слов патриарха Кирилла в интервью французской Figaro (в русском переводе, представленном пресс-службой патриархии): «Играют на руку проповедникам религиозного радикализма те, кто борется с проявлениями религии в общественном пространстве, препятствует развитию государственного религиозного образования. Ведь дефицит подлинных знаний о религии дает огромное поле деятельности для вербовщиков из ИГИЛ» (ИГИЛ, или ИГ – «Исламское государство», запрещенная в России террористическая группировка). Формулировка «государственное религиозное образование» в данном случае была понята как желание воцерковлять учащихся через занятия в школе.

Сигналы о недовольстве развитием событий по такому сценарию последовали как от гражданского общества, так и от религиозных кругов. В частности, председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) Равилем Гайнутдином вопрос поднимался на встрече с председателем думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатором Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергеем Гавриловым (21 февраля с.г.) и председателем Комитета по образованию и науке Вячеславом Никоновым (13 марта с.г.). Ранее (26 января с.г.) на площадке Рождественских парламентских встреч в Государственной думе первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов указал на опасность возникновения «фактора соревновательности» во введении различных модулей основ религиозных культур в тех или иных регионах, особенно в национальных республиках (речь идет о круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»).

Любопытно, что по результатам круглого стола были разработаны рекомендации, одобренные комитетом по образованию и науке ГД и направлены в органы государственной власти. Из этого объемного документа, подписанного председателем комитета Вячеславом Никоновым и председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием (Ивановым) становится очевидным истинный масштаб предполагаемых изменений в системе образования.

После перечисления десятка нормативно-правовых актов, принятых в последние годы, начиная от «Закона об образовании» и до инструктивно-нормативных писем Минобрнауки России, в нем утверждается, что все они предполагают новое отношение к содержанию воспитания в школе. Что влечет за собой в числе прочего формирование «ценностно-мировоззренческих компетенций самих педагогов и родителей», «создание в образовательной организации и вокруг нее культуросообразной среды, «нравственного поля», способствующих духовно-нравственному становлению учащегося».

После некой паузы мусульманские организации в лице ДУМ РФ и Совета муфтиев России стали предпринимать шаги по интеграции в происходящую трансформацию и использованию имеющегося коридора возможностей. В конце концов, интеграцию светского и духовного в виде признания теологии научной специальностью мусульмане приветствуют, а система образования требует последовательности.

В сентябре с.г. состоялась встреча Дамира Мухетдинова с митрополитом Меркурием, поданная в сводке официальных новостей муфтията как конструктивная и успешная. Продолжается взаимодействие с Министерством образования и науки и Всероссийским методическим объединением по ОРКСЭ и ОДНКНР, которое курирует декан Московского исламского института (МИИ), руководитель отдела образования ДУМ РФ Гульфия Хабибуллина.

30 октября с.г. ДУМ РФ и МИИ провели в Москве X Международную конференцию  – Чтения имени Галимджана Баруди по теме «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспективы развития». Муфтий Равиль Гайнутдин на пленарной части конференции выступил с призывом к ступенчатому наполнению предметной области ОДНКНР конкретными курсами, предложив на первые несколько лет сфокусироваться на двух классах, а затем двигаться дальше. Свою позицию он аргументировал в том числе и незрелостью научно-методической базы российского мусульманского сообщества, которое располагает лишь тремя вузами, имеющими государственную аккредитацию по направлению «теология» против более чем 40 у РПЦ. Это в целом совпадает с позицией министра образования и науки Ольги Васильевой, которая еще в мае анонсировала основательную и неспешную апробацию курсов в пятых-шестых классах, прежде чем решение об их обязательном вводе будет принято.

Обсуждение продолжилось на секции «Актуальные вопросы преподавания религиозных культур в школе (в рамках курса ОРКСЭ и предметной области ФГОС ОДНКНР)» с участием чиновников от образования, представителей религиозных организаций и педагогического сообщества.

Нет сомнений в том, что при наличии доброй воли у всех сторон диалога приемлемые формулы и алгоритмы имплементации вызвавшей дебаты предметной области (в части разработки курсов, учебников, подготовки и переподготовки учителей, работы с родителями и т.д.) достижимы.

Однако нерешенным остается другой вопрос, универсальный для всех религий: где пролегает черта, разделяющая введение в образование духовно-нравственной воспитательной компоненты от его клерикализации? Ведь формулировка «нравственное поле», принятая депутатами Думы, вступает в очевидное противоречие с заявлениями министра образования Ольги Васильевой о том, что хиджабу не должно быть места в школе. Ведь в нравственном поле ислама хиджаб воспринимается как признак нравственной чистоты, а его отсутствие – порицается. Школа не может запрещать то, чему учит сама, в противном случае она воспитает шизофреников. А список религиозных маркеров нравственности очень обширен, и у каждой религии он свой. Это и есть самый важный, но пока деликатно обходимый стороной вопрос актуальной повестки дня.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимир Путин подтвердил устойчивость Вячеслава Гладкова

Владимир Путин подтвердил устойчивость Вячеслава Гладкова

Татьяна Астафьева

0
1239
В аэропорту Сочи станет прохладнее

В аэропорту Сочи станет прохладнее

Андрей Гусейнов

Воздушную гавань оснастили новым климатическим оборудованием

0
1055
Абсолютный Chekmate

Абсолютный Chekmate

Дмитрий Литовкин

МАКС и Военно-морской парад в Петербурге показывают вектор развития

0
2724
Черная суббота князя Боргезе

Черная суббота князя Боргезе

Владимир Щербаков

Как торпедный катер «Д-3» одним ударом сократил итальянский флот

0
6390

Другие новости

Загрузка...