0
11365
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

14.04.2025 17:36:00

Ветераны «сирийского джихада» перебираются в Афганистан

Новый проект боевиков угрожает безопасности Ирана, Китая и стран Центральной Азии

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Андрей Николаевич Серенко – политолог.

Тэги: афганистан, сирия, терроризм


афганистан, сирия, терроризм Фото Reuters

В Афганистане набирает силу новый джихадистский проект. В северных и западных афганских провинциях создаются боевые группы и вербовочные пункты «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, террористическая организация, запрещенная в РФ) с перспективой образования ее афганского филиала. Функционеры «Талибана» (террористическая организация, запрещенная в РФ) не мешают активистам ХТШ, возможно, рассматривая новый джихадистский проект как противовес усиливающемуся «Вилаяту Хорасан» (террористическая организация, запрещенная в РФ) – афганскому филиалу «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ).

С декабря 2024 года в Афганистане активизировали свою деятельность эмиссары «Хайят Тахрир аш-Шам». Созданная на платформе «Джабхат ан-Нусры» (террористическая организация запрещенная в РФ), одного из сирийских джихадистских проектов «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в РФ), ХТШ в конце 2024 года успешно свергла режим Башара Асада. Лидер организации Абу Мухаммад аль-Джулани стал временным президентом Сирии, чему активно способствовали боевики из Центральной Азии и китайские уйгуры, воевавшие в рядах ХТШ плечом к плечу с арабскими джихадистами.

После победы в Сирии часть уйгурских, таджикских, узбекских, чеченских, киргизских, татарских и других боевиков ХТШ перебралась в Пакистан и Афганистан. Основным центром базирования в регионе эмиссары ХТШ выбрали долину Андараб в северной афганской провинции Баглан. Руководителем первых афганских ячеек ХТШ стал афганский таджик маулави Абдул Фатах. Этот уроженец Баглана около восьми лет провел в Сирии и Ираке, где участвовал в «джихаде» сначала под знаменами «Исламского государства», а затем в структурах «Аль-Каиды» и ХТШ.

В конце декабря 2024 года, как сообщали афганские источники, первые группы боевиков ХТШ начали организованно, вместе с семьями, размещаться в трех районах провинции Баглан – Бану, Дих-Салах и Пули-Хисар. Тогда общая численность джихадистов афганского филиала ХТШ была невелика и не превышала 500–700 человек.

В январе–марте 2025 года ситуация начала динамично меняться. Численность рядов афганского филиала ХТШ стала стремительно расти. Это происходило за счет новых иностранных джихадистов, перебиравшихся в Афганистан из Сирии и Пакистана, а также в результате активной вербовочной кампании ХТШ среди афганцев. По словам наших источников, «неоценимую помощь» в формировании первых групп афганского филиала ХТШ оказало афганское отделение движения «Хизб-ут-Тахрир» (запрещенная в РФ террористическая организация) со штаб-квартирой в уезде Базарак провинции Панджшер. Его глава маулави Яхъя работает в тесном контакте с маулави Абдул Фатахом и другими командирами и религиозно-политическими функционерами ХТШ в Афганистане.

Источники отмечают отсутствие проблем с финансированием у лидеров афганского филиала ХТШ. Известно, что в основном вербовка местной молодежи в возрасте 18–28 лет проводится через мечети в провинции Баглан (весной аналогичные вербовочные центры начали действовать в западной афганской провинции Герат, граничащей с Ираном). С призывами вступать в ряды ХТШ к молодым людям обращаются муллы в местных мечетях. Как правило, здесь же, в мечетях, подписывают и «контракты» с вербовщиками боевых групп ХТШ: новобранцы сразу получают на руки подъемные в размере 1 тыс. долл., из которых 900 долл. они оставляют себе, а 100 долл. отдают муллам в мечетях – за посредничество в заключении «контракта».

Вербовочная кампания ХТШ в северных и западных районах Афганистана привела к росту численности боевиков афганского филиала «Хайят Тахрир аш-Шам». По оценкам афганских источников, она приближается к 10 тыс. человек и скорее всего продолжит расти. Любопытно, что фиксируются многочисленные случаи присоединения к ХТШ рядовых боевиков «Талибана», которые в последнее время особенно тяжело переживают задержки с выплатой зарплат и, очевидно, не прочь найти себе «подработку» в соседней джихадистской «фирме».

Представители режима талибов не мешают активности ХТШ в Афганистане. Вероятнее всего, это происходит по трем причинам.

Во-первых, внешние спонсоры афганского проекта ХТШ щедро профинансировали лояльность центральных и местных функционеров «Талибана». Во-вторых, руководители афганского филиала ХТШ активно взаимодействуют с главными союзниками талибов в деле «джихада» – главарями «Аль-Каиды», которые также базируются сегодня в Северном Афганистане. Так, эмир «Аль-Каиды» Хамза бен Ладен, сын Усамы бен Ладена, постоянно находится в уезде Базарак северной афганской провинции Панджшер, по соседству с провинцией Баглан. Наконец, в-третьих, талибы рассматривают ХТШ в качестве альтернативы усиливающимся позициям афганского филиала «Исламского государства» («Вилаята Хорасан»). «Талибан» показал свою неспособность или нежелание противостоять экспансии ИГ в Афганистане и, похоже, не против возложить на ХТШ роль главного конкурента «Вилаята Хорасан».

Впрочем, бороться с одной джихадистской организацией с помощью другой – все равно что тушить пожар бензином. Есть веские основания полагать, что через некоторое время в Афганистане существенно усилятся позиции как «Аль-Каиды», так и ИГ и ХТШ. И это уже будет головной болью не столько талибов, сколько стран региона. Тем более что афганский филиал ХТШ, как и «Вилаят Хорасан», не скрывает планов по «транзиту джихада» в республики Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан) и Иран.

Трудные времена грозят и Китаю. Значительную часть боевиков ХТШ в Афганистане составляют уйгуры, закаленные в «сирийском джихаде» и горящие желанием отомстить китайским «коммунистам-безбожникам» за репрессии против уйгурского меньшинства в КНР.

Перемещение части боевых групп афганского филиала ХТШ в провинцию Герат дает основания предполагать, что внешние спонсоры этого проекта планируют использовать джихадистов против Тегерана. Вполне возможно, что на нынешнем этапе это и является главным приоритетом ветеранов сирийского «джихада», перебирающихся в Афганистан. 


Читайте также


Афганистан становится для Казахстана одним их важнейших партнеров

Афганистан становится для Казахстана одним их важнейших партнеров

Виктория Панфилова

По примеру Москвы Астана и Ташкент могут официально признать Исламский Эмират

0
3262
Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков

Принцип ответственности защищать (Responsibility to Protect – R2P) разрушает международно-правовую определенность и актуальное мироустройство

0
2959
В Афганистане ждут наплыва шпионов из России

В Афганистане ждут наплыва шпионов из России

Андрей Серенко

"Яростные муллы" туристов опасаются, но планируют закупить российское оружие

0
5282
Дамаск готовят к потере территорий

Дамаск готовят к потере территорий

Игорь Субботин

Лидеры Сирии и Израиля могут встретиться в США

0
2559

Другие новости