0
2446

02.03.2006 00:00:00

Безумие как метафора

Тэги: семиотика безумия, творчество


Семиотика безумия: Сборник статей. – Париж–Москва: Европа, 2005, 312 с.

Сборник, выпущенный Центром славянских исследований Сорбонны вместе с Русским институтом, составили материалы международной конференции «Психические отклонения как источник литературного творчества», прошедшей в Париже в 2004 году, и статьи из сетевого «Русского журнала». В предисловии сказано, что общая тема книги – «исследование разладов, историко-культурных и современных политических». И что же мы видим?

В первом разделе – «Безумие как объект теории» – о психической патологии и ее культурной плодотворности вообще ни слова. И.Смирнов посвящает основательное исследование ошибкам в человеческих делах вообще и в литературе в особенности; Ж.Брейар дает очерк культурной истории писчего спазма, в основном во Франции; С.Вьеллар вопреки многообещающему заголовку «Между нормой и отклонением» пишет не о психической норме и отклонениях от нее, а – кто бы мог подумать – об обсценной лексике в русских пословицах. Что во всем этом безумного – предоставим решать составителям. Ну разве что Е.Курганов превращает безумие в эффектную фигуру речи, представляя несимпатичные ему теоретические построения, от докторских диссертаций коллег-литературоведов до философских систем П.Флоренского и Н.Федорова, как полную аналогию бредовых систем, с которыми и полемизировать нечего: ну клиника, что возьмешь.

Настоящий – действительно интересный – разговор о взаимодействии безумия с культурой (точнее, с литературой) начинается во втором разделе, со статьи М.Виролайнен о соотношении внутреннего мира писателя и его самоописания в Золотом и Серебряном веках русской литературы. Если Золотой век четко отделял жизнь от литературы (сохраняя тем самым «нерефлексируемую цельность личности»), то Серебряный, с его вкусом к «жизнетворчеству», направил свою энергию «на то, чтобы стереть границу» между ними, «распространив непосредственно в жизнь систему поэтических значений». В итоге личность Серебряного века «оказывается внутренне раздробленной, <┘> обнаруживает в себе множество «Я», <┘> не соединяющихся в цельное самоощущение», и «творческий импульс питается тем, что любому психиатру покажется близким к состоянию шизофрении».

Основные работы в этой части сборника («Психопатология и история литературы») – о литературе раннего ХХ века: предполагается, что это время в своем культуротворчестве востребовало потенциал безумия наиболее интенсивно. Тут стоит выделить насыщенный текст Ж.-К. Ланна: он анализирует связь между художественным творчеством и безумием на материале русского футуризма, воспринятого современниками-традиционалистами как патологический феномен. (Все-таки жаль, что составители приняли решение публиковать франкоязычные тексты в подлиннике, ограничиваясь русской аннотацией.)

Два исследования посвящены позднему XIX столетию – Достоевскому (неизбежный «Идиот», зато в нетривиальном преломлении: францисканские мотивы в безумии главного героя; работа И.Поповой) и Сухово-Кобылину (Е.Пенская). По одной статье досталось двоим питомцам века Железного: Саше Соколову (Л.Юргенсон) и Дмитрию Пригову (В.Руднев).

В разделе «Историки и теоретики» С.Самохина-Труве объясняет достоинства «психоисторического» видения И.П. Смирновым истории литературы, а Х.Коницкая – единственный психиатр среди авторов сборника! – представляет шизофрению как «болезнь информационного метаболизма». В архивной части помещено философское эссе В.Ф. Одоевского о творческих смыслах безумия.

Раздел «Брожение умов и порча нравов» отдан публицистике из «Русского журнала». Все эти тексты, о чем бы ни шла в них речь: Беслан, дело ЮКОСа, представления интеллигентов о геополитических задачах России, – объединяет метафора «идиотизма». Она обыгрывается на разные лады и наполняется различными содержаниями – от негативных (К.Крылов: «Россия 90-х представляла собой химически чистый тип идиотии, где отторжение масс от всего того, что когда-то называлось res publica, достигло чудовищных, монструозных масштабов┘ с подобным обществом можно делать все, что угодно┘.») до очень даже позитивных (по С.Чернышеву, «идиотизм» – это нонконформизм и идеализм: «Норма идиота – некоторый идеал┘ С точки зрения идиота, деятельность наших политиков и предпринимателей – патология, тем не менее он отдает себе отчет в том, что с точки зрения большинства все в пределах нормы»).

Основная беда этого безусловно яркого сборника – в нечеткой постановке задачи, в как бы расфокусированном зрении на предмет, из-за чего он не оказался как следует увиденным. Составители, видимо, с самого начала не договорились, что у них все-таки здесь исследуется. Разные виды «разладов», как было обещано в самом начале? Но ничего похожего на обобщающее определение оных даже не предложено. Безумие как психическая болезнь? Безумие как глупость – отсутствие ума или так называемого здравого смысла? Безумие как метафора? Безумие как ярлык и стереотип восприятия, как культурный конструкт, производный от культурного конструкта «нормы»? Но это – слишком разные вещи. Собственно, «безумие» рассматривалось в книге в каждом из упомянутых значений. Только вот разность их осталась совершенно непродуманной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
641
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
768
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
234
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
891

Другие новости