0
1350

02.08.2007 00:00:00

Незаконченный портрет

Тэги: товстоногов, театр


Георгий Товстоногов. Собирательный портрет: Воспоминания. Публикации. Письма. – СПб.: Балтийские сезоны, издатель Е.Алексеева, 2006.– 528 с.

Редкий случай: издание, имеющее отдельные академические признаки (предисловие «от составителей», послесловие – «от редактора», список сразу трех академий, как бы осеняющих том на первой, еще дозаглавной странице), одновременно носит оттенок дружеского застолья. Воспоминания, вроде бы задуманные «в поисках правды», с тем чтобы стереть хрестоматийный глянец, написанные людьми, порой незаслуженно обиженными Мастером, исполнены благодарности и непреходящего благоговения. А начинается книга и вовсе нотными строчками – на форзаце факсимильно воспроизведена рукопись композитора Шварца. Исаак Шварц – автор музыки к великим товстоноговским спектаклям, «Идиоту», «Горю от ума» – и здесь, в мемориальной книге, опубликован отрывок из «Грустного вальса» памяти Товстоногова. Авторское указание: «сентиментальный» – зная Шварца, можно вообразить, как это должно звучать.

Один из авторов-составителей, замечательный петербургский критик Елена Горфункель, в предисловии пишет: «Люди есть люди. Говоря о Товстоногове, они говорят о себе. В жанре лирической комедии, меланхолических заметок, проблемной драмы». И это вправду «создает ни с чем не сравнимый драматизм истории и жизни Товстоногова». Потому что, как бы то ни было, рассказ о себе для каждого из участников сборника – это рассказ о Товстоногове, о работе с ним или – о не-работе. По-своему замечательный мемуар народного артиста России Геннадия Богачева – о том, как Товстоногов его не замечал, определяя на эпизоды, давая вводы, – это рассказ о театральной политике, мастером которой, во многом непревзойденным, и был Товстоногов. И, как в других рассказах, Богачев описывает еще и театральный быт БДТ, в котором непременная дистанция не отменяла простоты и даже простодушия Мастера.

Часть воспоминаний уже публиковалась, но немалая была собрана специально для этого тома. В частности (за что отдельное спасибо составителям), Кирилла Лаврова, с какими-то замечательными, бытовыми на первый взгляд, но, как всякая в театре мелочь, очень важными актерскими зарисовками... Критики, актеры, режиссеры, зрители – каждый о своем, в алфавитном порядке, так что времена скачут, эпохи то делают прыжок вперед, то вдруг поворачивают вспять, в театральную молодость, где тем не менее Товстоногов все равно почитался мэтром и был – чуть ли не с первого дня! – непререкаемым авторитетом. Почти каждый в начале или в конце поминает «товстоноговскую культуру», которую каждый из них пытался, а живые – пытаются сохранить. И у всех – и тех, кто остался в БДТ, и тех, кто сознательно расстался с Товстоноговым при жизни (или был вынужден расстаться), – неодолимое уже (хотя, казалось бы, возраст, время, которое лечит...) сиротство. Страшное, «нехорошее» сравнение со Сталиным: Елена Попова пишет, когда Г.А. умер, старшие вспомнили вдруг, что происходило в стране, когда умер Сталин: «Было нечто похожее. Возник страх: как мы будем жить без него? И этот страх был даже сильнее, чем боль». Сестра Натэлла Товстоногова пишет об отношениях брата с женщинами в двух абзацах, но – так, что понятно: это важно для понимания театрального дела.

Послесловие Елены Алексеевой: «Массив работы станет понятен, когда к читателю придет второй том». В нем – записи репетиций «Истории лошади», спектакля, на который не так давно заявил претензии Марк Розовский. Один мой знакомый, человек известный, заметил в связи с этим: своими воспоминаниями Розовский разрушил прекрасную легенду: до сих пор «все знали», что настоящий автор спектакля – именно Марк Розовский, а теперь – всё, легенды больше нет, никто уже в это больше не поверит.

Что ж, эти записи, конечно, очень важны. Но и первый том говорит о многом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
355
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
375
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
243
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
157

Другие новости