0
3824
Газета Краеведение Интернет-версия

22.03.2001 00:00:00

"Жираф" изыскан и бродит

Тэги: жираф, издательство


Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Выпуск 6 (22). Составитель М.В. Нащокина. - М.: Издательство "Жираф", 2000. - 548 стр.

Дворянские гнезда России: история, культура, архитектура. Очерки. Редактор-составитель М.В. Нащокина. - М.: Издательство "Жираф", 2000. - 384 стр.

Наталья Александрова. Жан Балтазар де ла Траверс: "Путешествующий по России живописец". - М.: Издательство "Жираф", 2000. - 128 стр.

О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. - М.: Издательство "Жираф", 2000. - 224 стр.

Мария Нащокина. Сто архитекторов московского модерна: творческие портреты. - М.: Издательство "Жираф", 2000. - 304 стр.

ПРИБАВИТЬ к этому ряду несколько выпусков "Исторических планов Москвы", вышедших раньше, - и можно заключать, что издательство "Жираф" выходит в лидеры краеведческого книгоиздания. Не москвоведческого только - за это место сражается еще Издательство объединения "Мосгорархив", - а центробежного, направленного к краю, от Москвы.

Возможность такого бега обеспечена теснейшей связью "Жирафа" с Обществом изучения русской усадьбы: начиная с 4-го выпуска сборники трудов общества издаются здесь, а сборник "Дворянские гнезда России", по существу, продолжает этот ряд. Мария Нащокина, один из идеологов "Жирафа", одновременно является заместителем председателя общества по издательской деятельности и после кончины прежнего его председателя Людмилы Васильевны Ивановой - редактором-составителем сборника "Русская усадьба".

Структура сборника на этот раз задана темой Пушкина: "Пушкин и русская усадебная культура", "Усадьба пушкинского времени", "Проблемы музеефикации пушкинских мест". Особенно хорош первый раздел, поскольку, как теоретический, допускает эссеизм. Валерий Турчин открывает сборник текстом о царстве флоры у Пушкина. Замечателен литературно и по мысли Виктор Листов, сравнивающий Михайловское с Болдином в контексте пророческой темы: первое остается для Пушкина пустыней, второе становится Патмосом - островом видений Иоанна Богослова. Всеволод Сахаров (только что выпустивший в том же "Жирафе" книгу "Иероглифы вольных каменщиков", см. "НГ-Религии" от 17.01.2001) устами Пушкина славит уездных барышень. Леонард Тыдман, автор известной книги "Дом. Дворец. Изба", теперь исследует пространство русского жилья на богатом материале "Пиковой дамы".

Географический разброс статей в обоих сборниках велик, как и число авторов. В "Дворянских гнездах...", например, усадьбы разделены на подмосковные, среднерусские и крымские. О крымских пишет Анна Галиченко, виднейшая сотрудница Алупкинского дворца. Снова приметен Тыдман - с рассмотрением Кускова в контексте отношений отца и сына Шереметевых. Снова Турчин - с рассказом об Ахтырке Трубецких как помещенной в напряженное "софийное" пространство между Лаврой, Хотьковом и Абрамцевом. Снова Нащокина - с атрибуцией церкви в Ельдигине тому анонимному европейцу, который составлял проект куракинской богаделенной церкви на Новой Басманной. Вообще, в сборнике необычно много наитий и просто новой информации. Так, Мещериново - любимая подмосковная усадьба Бориса Петровича Шереметева - почти не изучалось до Инессы Слюньковой. Удивительна гипотеза о характере сада в Мшатке, крымской усадьбе Николая Яковлевича Данилевского: Галиченко считает, что зонирование растений следовало перечню культурно-цивилизационных типов в знаменитой книге "Россия и Европа".

И удивительно: повсюду за своими авторами побывала и все сфотографировала Нащокина. Ей же принадлежит дизайн нескольких книг "Жирафа". Пристрастия Марии Владимировны, видимо, сказываются и во внимании издательства к Серебряному веку и модерну.

"Сто архитекторов московского модерна" выдерживают второе издание с некоторым изменением списка персоналий.

Публикация коллекции абрамцевской керамики из МГУИЭ, ценная сама по себе, стала еще и поводом к рассказу о мамонтовской керамике вообще. Для соавтора книги, главного хранителя Абрамцевского заповедника Ольги Арзумановой, написавшей раздел об участи мамонтовского завода после революции, "Керамика Абрамцева" стала последней книгой. Очерк дореволюционной истории предприятия и его художественной стороны, написанный Марией Нащокиной, представляет собой объемную монографию. Профессор МГУИЭ москвовед Валерий Любартович в своей части книги рассказывает, как абрамцевские вещи оказались в коллекции его института и благодаря кому сохранились.

Третий, после усадеб и модерна, интерес "Жирафа" - классицизм, или Просвещение. Что будет все заметнее по мере исполнения издательского плана: в нем указаны книга Турчина "Александр I и неоклассицизм в России" и серия книг Евгении Кириченко "Запечатленная история России. Монументы XVIII - начала XX века".

Но и уже вышедшие книги обозначают названную тенденцию. Это, кроме "Иероглифов" Сахарова, "Жан Балтазар де ла Траверс" Натальи Александровой. (Книга помечена рубрикой "Персона", задающей еще один вектор издательской политики "Жирафа".) Как и "Керамика Абрамцева", это издание включает в себя каталог. Каталог забытого художника, на исходе XVIII века писавшего архитектурные и натуральные пейзажи России. Каталог, предваренный отчетом о чрезвычайно успешном биографическом поиске. Так, Александрова установила разницу между де ла Траверсом, происходившим из петербургских актеров, и русским морским министром, адмиралом Жаном Батистом Прево де Санзаком маркизом де Траверсе, которого до сей поры отождествляли с художником в искусствоведческой литературе. Кроме того, Александрова атрибутировала своему герою несколько рисунков, доселе приписываемых архитектору петровского времени Федору Васильеву.

Тематические пристрастия "Жирафа" объединены предпочтением Нового времени. И в этом смысле издательство уравновешивает книги "сакральных топографов" - медиевистов: издания Центра восточнохристианской культуры, Института христианской культуры Средневековья и других. Но ради интереса можно было бы попробовать заступить и на эту территорию.

Как искусствоведческое, издательство "Жираф" - только одно из многих. Как краеведческое - одно из нескольких. Вот почему мы бы советовали "Жирафу" сохранить не только изысканность, но и бродячесть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
918
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
633
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
721
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
885

Другие новости