0
2019
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

Порно с изнанки

Тэги: Гомбрович, порнография


Витольд Гомбрович. Порнография: Роман. Пер. с польс. Ю.Чайникова. - СПб.: Азбука, 2000, 220 с.

ВИТОЛЬД ГОМБРОВИЧ (1904-1969) - польский писатель и драматург со сложной, что называется, судьбой.

Выходец из старинного шляхетского рода, юрист, эмигрант. Не стал возвращаться в Польшу из Аргентины, узнав о войне. Не вернулся и позже - из-за разногласий с народными властями. Потом всю жизнь едко иронизировал над их "теоретическими конфликтами" вокруг "Бога, искусства, народа, пролетариата". Возможно, именно поэтому его "Порнография", написанная еще в 1960 году и переведенная на множество языков мира, вышла на русском только сейчас.

"Соблазнительное изображение непристойных сцен для разжигания низменных инстинктов" - так определяет слово "порнография" "Словарь иностранных слов". Всякий заметит, что существенным в этом определении оказывается предлог "для" и "соблазнительное изображение", а сами непристойные сцены вторичны.

История мировой литературы - от Апулея до Набокова - пестрит "интимными описаниями". Поначалу подобные картинки вызывают гнев оскорбленной публики, потом, со временем, авторов оправдывают, ссылаясь на правду жизни и на мастерство. В итоге были довольны и автор, и публика.

В нашем случае, однако, автор Витольд Гомбрович настаивает на том, что читателю предлагается именно "порнография". Что за этим стоит? Во-первых, эпатаж: поскольку в романе нет ничего "такого", а самое откровенное описание выглядит так: "На скамейке сидела она, но ее ноги! - одна нога в чулке и обута, а другая оголена выше колена┘ и ничего бы в этом не было такого, если бы и у него, лежавшего перед ней на травке, не была бы задрана брючина выше колена и тоже не была бы оголена одна нога".

Во-вторых, способ привлечь внимание публики - и это понятно без объяснений.

Но главное - это авторский "ход", поскольку на протяжении всего романа Витольд Гомбрович вводит свое понятие "непристойности". Непристойными могут оказываться: богослужение, обед, взгляд, нейтральный диалог, беседа о вере в Бога и атеизме, убийство и сопротивление убийце. В общем, все, что "не пристало" данному человеку или конкретной ситуации в глазах того, кто ищет скабрезность и, не находя, направляет события таким образом, чтобы ситуация разрешилась в порнографическую пользу.

Используя такой подход, писатель выворачивает определение слова "порнография": характер сцены оказывается вторичным, а главным становится отношение к ней, ее восприятие. Иначе говоря, желающий разжечь в себе низменные инстинкты находит соблазнительные моменты в любом действии. Если же к желанию добавляется фантазия и воля, то низменные инстинкты начинают определять ход событий, превращая жизнь в порнографию.

Именно так поступают главные персонажи романа. Движимые своими собственными "низменными инстинктами", повествователь и его друг усматривают проявления похоти в поведении юноши и девушки, усматривая похоть в жестах рук и повороте головы. А затем стараются направить события так, чтобы молодые герои и в самом деле вступили в грубые чувственные отношения.

Собственно вокруг этой темы и развиваются все события романа.

И даже тройное убийство, которым завершается повествование, становится следствием игры с целью разжечь похоть в других - и тем удовлетворить свою собственную.

Рефлексия по поводу элементов эмоционального движения делает несущественным фон, на котором развиваются события, - иными словами, Вторую мировую войну. Остается колорит места: Польша, поместье; вероятно, узнаваемы типы, но целое, по словам писателя, "это всего лишь люди". Объясняя свой подход, сам Витольд Гомбрович говорил: "┘климат войны подходит для книги как нельзя лучше. Отчасти потому, что это все-таки польское┘ отчасти - назло, чтобы внушить народу, что в его недрах гнездятся не только теоретически установленные конфликты, драмы, идеи".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
990
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1239
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
595
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
414

Другие новости