0
966
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.11.2004 00:00:00

Роман-междуречье

Тэги: Пиллесейн


Филип де Пиллесейн. Люди за дамбой: Роман / Пер. с нидерл. Д.Сильвестрова. - М.: ОГИ, 2004, 288 с.

Роману "Люди за дамбой" фламандского писателя и эссеиста Филипа де Пиллесейна (1891-1962) больше всего подошло бы определение "роман-река", если бы за этим термином сразу же не вырастало нечто громогласное, монументальное, четырехтомное, вроде "Жан-Кристофа". У Пиллесейна все тише и скромнее: вместо величественного Рейна - пойма двух ленивых рек, Дюрме и Шельды, между которыми лежит клочок земли, исполосованный дамбами.

В начале XIX века здесь сохраняется патриархальный уклад деревенской жизни, на котором никак не отражаются те или иные нововведения, такие, как внедрение парового котла или закон о светском образовании. Все общественные потрясения доходят сюда только в виде смутного эха. Из эпизода стачки рабочих, к тому же на общем фоне бедности и притеснений, Золя с радостью сделал бы второй "Жерминаль", однако у Пиллесейна столь многообещающий социальный задел остается невостребованным. Его роман - ровное, размеренное повествование без драматических акцентов, почти без ярких пятен, последовательно повторяющее медленное течение жизни. Вместо романных интриг - сельские пересуды. Вместо героических характеров - более или менее порядочные, более или менее красивые люди. Настоящее постепенно становится прошлым, будущее с той же неторопливостью поглощается настоящим. И даже если что-то складывается не так, как можно было изначально предположить, это не воспринимается как неожиданный поворот - жизнь спокойна даже в своей непредсказуемости, в этом ее естественность. И как в жизни обычно бывает трудно выделить какие-то ключевые моменты - разве что даты, но ведь календарь всего лишь размечает хронологию, - так и в отношении романа Пиллесейна. Трудно точно сказать, о чем он.

О жизни рассказчика от детства до старости. О людях, которые фигурируют на его жизненном пути: мать, сестра, брат, учитель, бедные и богатые односельчане, девушка, в которую он влюбляется в юности, и более зрелая любовь к другой женщине. И еще множество более или менее выпукло обрисованных персонажей, ни один из которых не становится центром рассказа.

В повседневной действительности, как не устает повторять Пиллесейн, всех равняют смерть и забвение; в романе всех уравнивает взгляд повествователя, не безразличный, но и не очень пристальный. Скорее это взгляд философский. Флегматичный. Более пронзительный, подмечающий детали - в молодости, и более широкий, немного усталый - под старость. Этот взгляд, как и сам главный (впрочем, главный ли?) герой Анри, - порождение края. Вероятно, поэтому Пиллесейн с легкостью, практически незаметно, переходит в рассказе от первого лица к третьему и обратно. При этом не происходит никакой смены ракурса. Мы чувствуем, что в рассказе от лица Анри не меньше и не больше индивидуальности, чем было бы в рассказе от лица любого другого персонажа, который по прихоти автора мог оказаться на его месте. Единственное послабление традициям романистики - немного отстраненное положение наблюдателя: сначала он ребенок, одаренный и поэтому слегка выбивающийся из "коллектива", потом делец, финансист, ведущий денежные дела односельчан, - роль сродни роли исповедника или врача. Но эта дистанция все равно очень условна. Это не тот случай, когда отстранение автоматически влечет за собой остранение. Неразличение слов, взглядов, моральных суждений рассказчика и автора создает полный эффект присутствия: нас со всей возможной естественностью и непринужденностью затягивает в этот бесхитростный мир, бесхитростный прежде всего не в жизненном, а в эстетическом плане.

Это романный универсум, в котором нет места иронии и, следовательно, расслоению. Этот мир не однообразен, но монолитен. И на то время, пока читатель держит в руках книгу, ему не остается ничего другого, как стать его частью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1533
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3941
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2188
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2466

Другие новости