0
1103
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.06.2005 00:00:00

Данте с берегов Темзы

Тэги: Россетти, Дом жизни, Письма


Данте Габриэль Россетти. Дом жизни: Поэзия, проза. - СПб.: Азбука-Классика, 2005, 560 с. Данте Габриэль Россетти. Письма. - СПб.: Азбука-Классика, 2005, 448 с.

Первое представительное издание на русском языке сочинений известного английского живописца и поэта. В прежние времена Данте Габриэль Россетти (1828-1882) был известен российской аудитории по отдельным стихотворениям, рассеянным в антологиях и журнальных подборках. Главным образом его имя называлось в связи с "Прерафаэлитским братством" - сообществом английских художников середины XIX века, которые решились на свой английский манер бросить вызов академической традиции.

По крови итальянец на три четверти ("чистый" папа-неаполитанец и полукровка-мама с тосканскими корнями), Россетти вырос и духовно сложился англичанином. Достаточно сказать, что на исторической родине он побывать ни разу не удосужился.

Личность, сочетающая в себе дарования поэта и живописца, - не первое явление такого рода в английской культуре. У Россетти был ярчайший предшественник - Уильям Блейк. На этом, правда, параллелизм их биографий заканчивается. Блейк - непризнанный, затравленный, вкусивший лишь посмертную славу поэтический философ-космогонист - всю жизнь тщательно сопрягал свои творческие ипостаси. Россетти, сын другого времени и человек другого темперамента, не перебрасывал мостки между своими полотнами и своими стихами, видел в себе прежде всего поэта. Синтез - несколько позже - осуществило время.

Россетти-художник апеллировал к живописным принципам, господствовавшим в Европе вплоть до кончины великого итальянца Рафаэля Санти, после которой, по мнению прерафаэлитов, европейские художники оказались связаны нарастающими требованиями по части условностей, впали в жанризм, декоративность, стремление к тяжкой избыточной детализации. Идеалом живописного воплощения образов мира для Россетти был Джотто, идеальным представлением об организации пространства в вещных и архитектурных формах - поздняя итальянская готика. Подобная система эстетических воззрений весьма характерна для англичанина середины XIX столетия, поскольку в островном государстве линия духовной преемственности в отношении национального культурного наследия была неразрывна. В архитектуре и прикладном искусстве англичане никогда не были особенно зависимы от континентальных мод и стилей, а английская национальная живопись, расцветшая в XVIII веке, оказалась хорошей ученицей, но никак не подражательницей.

Россетти-поэт - явление самостоятельное. 103 сонета, вошедшие в двухчастный сборник "Дом Жизни", и около шести десятков разрозненных стихотворных произведений в совокупности образуют гармоническое циклизованное единство, внутри которого нет четких принципов классификации и расположения текстов - ни тематических, ни хронологических. Традиция сонетного цикла, идущая от Шекспира и Вордсворта, поддержана пером Россетти - но и только.

Как живописец, Россетти был одним из первых европейских модернистов; следы его влияния, его воздействия, к примеру, нетрудно увидеть в творчестве русских "мирискусников". Как поэт, Россетти традиционен. Поэтический язык "Дома Жизни" отличает характерная для английских сонетов "аналитичность" (что видно и по опубликованным параллельно текстам на языке оригинала), т.е. стремление заключить в пределы сонетной формы определенное суждение. Поэтический язык Россетти заметно архаичен, в нем налицо переизбыток чрезмерно экспрессивных (с точки зрения сдержанных британцев) эпитетов, структура поэтических образов нечетка и усложнена. Но вместе с тем опытный читатель (а именно опытным читателям стоит браться за стихи Россетти) не увидит в его лирике никакой искусственной сделанности. В стихах Россетти звучит своего рода "последний призыв" национальной лирической гармонии, рубежная попытка отразить кризисное время в состоянии собственного духа средствами поэтическими. Здесь можно, с некоторой натяжкой, увидеть сходство синхронных эпох в Англии и России. У нас 1870-1880-е годы были поэтическим безвременьем, которое в середине 1890-х взорвалось ранними символистами. У них после "викторианского соловья", дидактичного Теннисона, и позднего романтика Суинберна, с перерывом на Россетти, явились Киплинг с "Песнями казармы" и окаянный ирландец Йейтс со сборником "Перекрестки".

Деталь: потрясенный безвременной смертью любимой жены, Россетти положил ей в гроб рукопись стихов. Через восемь лет, чтобы, передумав, издать стихи, ему пришлось решиться на эксгумацию┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
293
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
348
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
347
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
317