0
4165
Газета Москва Печатная версия

02.11.2022 18:48:00

О том, что россияне празднуют 4 ноября

История продемонстрировала: единство народа становится проявлением его силы

Тэги: день народного единства, праздник, памятная дата, история


день народного единства, праздник, памятная дата, история Ополчение, собранное Мининым и Пожарским, освободило Москву от интервентов. Фото агентства «Москва»

Россияне 4 ноября будут отмечать День народного единства. Некоторые считают его новым праздником, полагая, что он появился в нашей стране в 2005 году, однако история памятной даты уходит корнями еще в XVII век. По всей стране в ближайшие дни будут проводиться массовые акции, флешмобы, лекции и памятные мероприятия, которые призваны напомнить гражданам о том, что консолидация всех народов не раз позволяла России преодолевать непростые времена.

День народного единства в современной России появился после 2005 года. Учрежден он в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина смогло освободить Москву от польских интервентов, что через некоторое время привело к прекращению Смутного времени и воцарению первого представителя династии Романовых – Михаила.

Напомним: после смерти в 1584 году Ивана Грозного Московское государство оказалось в кризисе, который был вызван пресечением династии Рюриковичей и сопровождался восхождением на престол представителя боярского рода Годуновых Бориса, а затем и Василия Шуйского, появлением самозванцев и экономическими неурядицами. В тот момент целостность единого государства оказалась под угрозой – власти некоторых регионов всерьез задумывались об «отложении» от Москвы, где власть узурпировала Семибоярщина во главе с князем Федором Мстиславским. Апофеозом национального унижения стали попытка бояр посадить на русский престол католика Владислава – сына польского короля Сигизмунда III – и вход в Москву польских войск.

Русский народ ответил на это созданием первого земского ополчения, которое возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Оно распалось из-за внутренних противоречий, а начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание было подавлено. Однако борьба против интервентов продолжалась. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста и купец Кузьма Минин призвал собрать новое народное ополчение, заявив: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

К формированию второго ополчения подошли крайне ответственно, постаравшись обеспечить его экономической базой. Войско создавали на народные взносы: люди отдавали «третью деньгу», а также на экстренные сборы жители должны были отдать «пятую деньгу» – пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Воеводой стал молодой, но уже опытный полководец новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он опасался, что некоторые представители знати могут отказаться ему подчиняться, а потому не сразу принял предложение, лишь после символических уговоров согласившись занять ответственный пост. Войско объединило представителей разных сословий и народов, входивших в состав государства. После серии боев второе земское ополчение сумело в начале ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

В походе ополчение сопровождала явленная в 1579 году икона Казанской Божией Матери, которую считали чудотворной. После победы над поляками ее стали ценить еще больше. Князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил у Красной площади Казанский собор, а икона стала покровительницей дома Романовых. Весной 1613 года Земский собор избрал новым царем сына митрополита Филарета – Михаила Романова. По указу его сына, следующего царя Алексея Михайловича, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от польских интервентов. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, и этот праздник отмечался до 1917 года. В Советском Союзе дни 7 и 8 ноября были праздничными и отмечались как годовщина Октябрьской революции. В 1992–1996 годах праздничным оказался лишь один день – 7 ноября, который все так же был посвящен памяти революционных событий. Однако в 1996 году «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» название праздника было изменено, и он стал называться Днем согласия и примирения. В 2004 году Межрелигиозным советом России была высказана идея отмечать вместо него День народного единства, которая была поддержана тогдашним патриархом Московским и всея Руси Алексием, заявившим: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». В том же году проект закона, устанавливающий новый праздник, был принят парламентом и подписан президентом РФ, а с 2005 года начал отмечаться по всей стране.

По словам патриарха Московского Кирилла, в День народного единства празднуется «великое событие – объединение людей, которые ранее были разъединены». «Победе у стен Московского Кремля предшествовало нечто очень важное. Ведь тогда русское общество представляло собой разделение – на партии, на кланы, на различные противоборствующие группы... – отмечал предстоятель РПЦ. – Было Смутное время, смута в головах – то, что привело к столкновению людей друг с другом... И вдруг перед лицом противника вот у этих стен Кремля, у Китай-города, происходит объединение тех, кто еще вчера считал себя противником… Единство народа – это проявление его силы, в единстве подлинная сила нашего народа. И мне кажется, что в формировании этого единства сегодня важную роль играют представители религиозных общин».

О важности праздника говорил и председатель Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин: «Единство народа начинается с семьи – с взаимоотношений между супругами, детьми и родителями, с почтения, уважения, любви и прощения. Солидарность, чувство общности прививается с младых ногтей и одинаково справедливо как в самых крохотных, так и в самых крупных коллективах и общностях».

«Этот праздник уходит корнями в глубь истории нашей страны, напоминая о единстве народов разных национальностей и вероисповедания, много лет живущих в одном государстве, – также отмечал глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев. – Есть различия в традициях каждого народа, но у нас одни духовные ценности. Мы по-разному выглядим и живем в самых разных климатических условиях, но мы все одинаково любим нашу общую родину – Россию и хотим ее процветания». 

Продолжение темы


Читайте также


Отечественная утопия – попытка создания «промышленности открытий»

Отечественная утопия – попытка создания «промышленности открытий»

Андрей Ваганов

Директивное планирование фундаментальной науки в СССР как фактор снижения ее эффективности и видового разнообразия

0
1794
Экстрасенсы потянулись в особняк в Старосадском переулке непрерывным потоком

Экстрасенсы потянулись в особняк в Старосадском переулке непрерывным потоком

Наталия Лескова

Физика на основе «Феномена Д»

0
660
Архитектура европейской безопасности после 2023 года

Архитектура европейской безопасности после 2023 года

Виктор Мизин

Павел Севостьянов

Как России зарезервировать себе достойное место в новой системе мироустройства

0
1449
Землетрясение в Сирии мобилизовало Израиль

Землетрясение в Сирии мобилизовало Израиль

Гуманитарный энтузиазм Нетаньяху позволил вспомнить о мирном договоре

0
1465

Другие новости