0
12738
Газета Печатная версия

12.11.2018 21:14:00

Как отразится "дизельный скандал" на репутации немецких автопроизводителей

Политические и экономические потери ФРГ от махинаций автоконцернов еще предстоит оценить

Тэги: германия, дизель, volkswagen, vw, экология


германия, дизель, volkswagen, vw, экология В Германии растет волна протестов против злоупотреблений автоконцернов. Фото Reuters

Анализ прошедших в крупнейшей по площади земле Бавария выборов в Ландтаг свидетельствует, что проигравшие партии (а это находящаяся у власти в Баварии партия ХСС и социал-демократы, составившие с ХСС и ХДС правительственную коалицию в Берлине) понесли существенные потери во многом из-за недооценки экологического фактора. Очевидно, мы можем говорить о провале прежде всего находящихся у власти на федеральном уровне политических партий.

Руководитель фракции Левой партии в Бундестаге Сара Вагенкнехт, оценивая провал ее политструктуры в немецком Бундестаге, в письме к избирателям говорит о трех темах, по которым эти партии не смогли ответить на запросы избирателей. Но на первое месте она ставит именно «дизельный скандал», связанный с отсутствием жесткой реакции правительства на манипуляции крупных автомобильных концернов с вредными выбросами дизельных двигателей.

В любом случае можно согласиться с гамбургской еженедельной газетой Zeit, считающей главной ошибкой то, что и ХСС и СДПГ «проспали экологическую тему».

Штрафы за экологию

Не так давно известный автопроизводитель Audi был наказан мюнхенской прокуратурой. Речь идет о штрафе в 800 млн евро, который она назначила в результате расследования манипуляций с уровнем выхлопных газов. Об этом сообщило руководство концерна, признавшего ответственность за происшедшее. В июне руководитель Audi Руперт Штадлер был задержан по делу о «дизельном скандале», и до сих пор он находится в предварительном заключении. Прокуратура Мюнхена подозревает его в числе прочего в продаже дизельных автомобилей, оснащенных программой, которая занижает показатели вредных выбросов. Штадлер руководил Audi, которая принадлежит автомобилестроительному концерну Volkswagen, с 2007 года.

Незадолго до этого обыски в связи с подозрением в манипуляциях с уровнем выхлопных газов прошли в офисах немецкого автоконцерна Opel в Рюссельсхайме и Кайзерслаутерне. Этот концерн, отмечает немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), также подозревают в сбыте дизельных автомобилей с подобным программным обеспечением.

Напомним, что «дизельный скандал» начался в 2015 году, когда власти США выяснили, что концерн Volkswagen сознательно занижал данные о содержании вредных веществ в выхлопных газах дизельных двигателей. С тех пор правоохранительные органы ФРГ и США ведут масштабное расследование злоупотреблений, причем в поле их внимания попадают все новые топ-менеджеры этого немецкого автогиганта и его дочерних компаний Audi и Porsche. В результате немецкий автопром несет миллиардные убытки, автопроизводители вынуждены вести судебные разбирательства как в Германии, так и за ее пределами.

В 2015 году занимавшиеся немецким автогигантом специалисты Агентства по защите окружающей среды США (EPA), пишет DW, обнаружили, что более чем на 500 тыс. автомобилей с дизельными двигателями устанавливалось программное обеспечение, которое позволяло обойти экологические стандарты.

Как поясняли тогда в ЕРА, программа, которой оснащались автомобили VW и Audi, предусматривала включение системы контроля за выхлопами на полную мощность только во время проверки машины. А при обычной эксплуатации, когда содержание вредных веществ в выхлопах гораздо выше, эта система отключалась. В результате выброс вредных веществ автомобилями превышал установленную норму почти в 40 раз.

В ходе инициированных властями США в сентябре 2015 года расследований VW вынужден был признать свою вину. Немецкий автоконцерн достиг с американскими властями соглашения о штрафных и компенсационных выплатах на общую сумму более 18 млрд долл. в рамках урегулирования скандала.

Однако Министерство юстиции США не отказалось от судебного преследования экс-менеджеров автоконцерна. Прокуратура Восточного округа штата Мичиган предъявила обвинения бывшему главе VW Мартину Винтеркорну. Ему инкриминируют сговор с другими руководителями и сотрудниками автоконцерна с целью обмана властей США и американских клиентов. Винтеркорна также обвиняют в нарушении закона Соединенных Штатов «О чистом воздухе». В связи с этим американскими органами юстиции выдан ордер на арест бывшего председателя правления VW.

Расследование в отношении 50 подозреваемых, которые могут быть причастны к «дизельгейту», проводила и прокуратура немецкого Брауншвейга. Бывшего главу VW Мартина Винтеркорна и нынешнего главу автоконцерна Херберта Диса, а также главу наблюдательного совета Дитера Пёча подозревают в «манипуляциях рынком» в связи с тем, что они слишком поздно информировали акционеров VW о возможных последствиях «дизельного скандала». Винтеркорна, кроме того, обвиняют еще и в мошенничестве.

В общей сложности в результате «дизельного скандала» автоконцерн Volkswagen отозвал более 1,5 млн автомобилей VW в Германии. Были также отозваны 2,5 млн транспортных средств прочих марок, принадлежащих концерну Volkswagen, в ФРГ и почти 11 млн по всему миру. Скандал послужил причиной серьезнейшего кризиса, в котором оказался немецкий автоконцерн, и миллиардных финансовых потерь. В «дизельном скандале» оказались замешаны и дочерние предприятия VW, в частности Audi. Федеральное ведомство автомобильного транспорта (KBA) объявило об официальном отзыве 60 тыс. моделей A6 и A7 из-за манипуляций с программным обеспечением. А руководитель концерна Руперт Штадлер, как уже говорилось, оказался обвиняемым по делу.

11 июня был проведен обыск в квартире Штадлера и еще одного члена правления Audi, чье имя не называется. Обоих обвиняют в мошенничестве и подлоге. Следствие полагает, что оба фигуранта дела имели отношение к продаже европейским потребителям дизельных автомобилей с искаженными данными о содержании вредных веществ в выхлопных газах.

Число обвиняемых по делу, открытому мюнхенской прокуратурой в отношении концерна Audi, достигло 20 человек. Один из них, отвечавший за разработку двигателей Audi и Porsche, арестован и находится под следствием.

Что касается известнейшей спортивной марки Porsche, то, пишет DW, уже примерно год прокуратура Штутгарта ведет расследование в отношении этой компании, являющейся дочерним предприятием концерна Volkswagen. В апреле 2017 года обыски прошли на нескольких объектах, принадлежащих компании. Автостроителей подозревают в мошенничестве и использовании рекламы, которая оперировала неверными показателями о содержании вредных веществ в выхлопных газах.

Меры компенсации

В мае Федеральное ведомство автомобильного транспорта Германии (KBA) потребовало отозвать около 60 тыс. автомобилей марки Porsche по всему миру. Речь идет о дизельных моделях Macan (52 831 автомобиль) и Cayenne (6755 автомобилей). Причиной отзыва является неэффективность системы очистки выхлопных газов. Так, в модели Macan эксперты ведомства обнаружили пять устройств, позволяющих системе очистки выхлопных газов функционировать в полной мере лишь на испытательных стендах, а не в реальной дорожной обстановке.

«Дизельный скандал» затронул и другой известнейший автоконцерн – Daimler Benz. Министр транспорта Германии Андреас Шойер 11 июня заявил о том, что Daimler должен отозвать 774 000 дизельных автомобилей Mercedes-Benz по всей Европе, 238 000 из них в Германии.

Речь идет о моделях Vito C-класса и кроссовере GLC с дизельными двигателями. Ранее, 10 июня, KBA сообщило, что в автомобилях концерна Daimler обнаружены запрещенные к использованию программные функции, способные отключать систему очистки выхлопных газов.

В ведомстве подозревают, что подобными функциями оснащен почти 1 млн автомобилей с дизельными двигателями, соответствующими норме Евро-6. Автоконцерн Daimler намерен опротестовать эти обвинения в суде. Между тем прокуратура Штутгарта уже более года ведет расследование в отношении сотрудников Daimler, которых, как и сотрудников Porsche, обвиняют в мошенничестве и использовании рекламы, оперировавшей неверными показателями о содержании вредных веществ в выхлопных газах.

Не остался в стороне от скандала и мюнхенский концерн BMW.

С марта 2018 года прокуратура Мюнхена ведет в отношении него расследование. BMW подозревают в том, что примерно на 11 тыс. дизельных автомобилей установлено программное обеспечение, позволяющее скрывать данные о высоком уровне вредных веществ в выхлопах.

Председатель правления BMW Харальд Крюгер на собрании акционеров заявил о том, что на 11 700 автомобилях 5 и 7-й серий по ошибке было установлено программное обеспечение, предназначенное для другой серии автомобилей. По его словам, это якобы не имеет ничего общего с «дизельным скандалом». После проверки показатели уровня выхлопных газов в выставочном павильоне и на дороге были идентичными. Когда будет получено разрешение от KBA, BMW установит на этих автомобилях правильное программное обеспечение.

Cкандал вокруг манипулирования данными о выхлопе автомобильных двигателей затронул и немецкий автоконцерн Opel. Под подозрение попали модели Opel Zafira и Opel Astra. На них, как предполагалось, было установлено программное обеспечение, которое целенаправленно останавливает программу очистки выхлопа без всякой технической необходимости. Но Opel отверг обвинения. А прокуратура Франкфурта-на-Майне более года назад прекратила доследственную проверку в отношении компании.

В 2017 году Opel, как и другие автопроизводители, предложил владельцам, утилизировавшим свои автомобили с дизельными двигателями классов Евро-1 – Евро-4 любых марок, скидки до 7 тыс. евро при покупке новых машин марки Opel. Подобным образом компания пыталась предотвратить возможные запреты на движение.

Однако штрафами для автоконцернов дело, видимо, не закончится. В настоящее время немецкие общества потребителей, по данным немецкого информационного агентства N-tv, разрабатывают образец судебного иска против автоконцернов. К этой жалобе все желающие могут бесплатно присоединяться. Другими словами, автовладельцам не нужно будет индивидуально подавать в суд на производителей дефектных авто. Речь идет о коллективном иске о возмещении ущерба. Несомненно, если немецкая юстиция допустит такую форму жалобы, то автомобильные концерны потеряют значительные финансовые средства.

Будущему дизеля в Германии угрожают и «экологически настроенные» в ряде городов Германии. Как отмечает N-tv, в трех немецких городах в 2019 году будет запрещено использование автомобилей с дизельными двигателями. Речь о Штуттгарте, Франкфурте-на-Майне и Берлине. В Гамбурге уже существует улица длиной в 2,2 км, по которой запрещено движение для всех марок авто, у которых выбросы меньше Евро-5.

Земельные правительства Гессена, Берлина и Бранденбурга, где у власти находятся зеленые или левые, наcтаивают на запрете эксплуатации дизельных автомобилей, показатели выбросов которых не соответствуют требуемым нормам. Однако против таких запретов выступили парламентарии автомобильных земель Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония, поскольку автоконцерны обеспечивают там существенную занятость.

Имеется целый ряд предложений относительно того, как поступать с забракованными дизелями. Федеральный министр транспорта Андреас Шойер исходит из того, что владельцы дизельных автомобилей должны иметь возможность обменять бракованный дизель на новый автомобиль. Что касается дооборудования, то он считает, что это имеет смысл делать только в отношении некоторых новых автомобилей. Но здесь возникает вопрос, в какой степени сам владелец должен участвовать в расходах. Шойер полагает, что это примерно 20%.

Однако 21 сентября вторая палата немецкого парламента Бундесрат (в котором заседают представители земель) приняла решение, что потребитель, который приобрел дефектный дизельный автомобиль, не должен нести дополнительных расходов. Гессенский премьер Фолькер Буфье предлагает создать общественный фонд для владельцев дизельных автомобилей. В него могут вноситься и предоставленные государством средства, например для поддержки приобретения электромобилей, которые оказались невостребованными.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачем Москва увеличивает флот речных электротрамваев

Зачем Москва увеличивает флот речных электротрамваев

Андрей Гусейнов

Алюминиевые суда успешно освоили московские регулярные маршруты

0
2164
Не отходы, а сырье

Не отходы, а сырье

Глеб Тукалин

Проекты бизнеса и стимулы от государства позволят увеличить переработку золосодержащих материалов, считают эксперты

0
1871
Почему Европа никак не "позеленеет"

Почему Европа никак не "позеленеет"

Энергоповорот в сторону отказа от углеводородов заводит в тупик

0
4789
"Зеленые" меняют руководство из-за поражений в восточных землях ФРГ

"Зеленые" меняют руководство из-за поражений в восточных землях ФРГ

Олег Никифоров

Сопредседатели входящей в правительственную коалицию партии признали ошибочность ее стратегии

0
1857

Другие новости