0
7752
Газета Печатная версия

08.04.2024 17:40:00

К каждому роботу нужен индивидуальный подход

Искусственный интеллект в повседневности меняет привычки людей

Тэги: мособлэнерго, роботы, искусственный интеллект, привычки людей, общение


мособлэнерго, роботы, искусственный интеллект, привычки людей, общение С развитием технологий офисы российских учреждений могут опустеть, все процессы будут автоматизированы. Фото с сайта www.opko43.ru

На днях я получил уведомление о задолженности за потребление электроэнергии. Дело рядовое, скажете вы, ну кто не забывал оплатить счета. Правда, в полученном мною счете была одна заковыка, которая меня насторожила и не позволила кликнуть на любезно прописанную в напоминании строку «оплатить». Дело в том, что задолженность была с чужого лицевого счета. То есть это когда-то был мой собственный лицевой счет в другом городе, на который я оплачивал электропотребление на своей даче. Но дачу я продал более двух лет тому назад. Я понимал, что с задолженностью в нашей стране шутки плохи. Во-первых, начинает идти пени, и то, что сегодня казалось безобидным, может завтра вырасти до внушительных размеров. А во-вторых, мне приходится ездить в командировки, в том числе за рубеж, а должников наши бдительные и многочисленные органы не выпускают.

Первой мыслью было проверить в Мосэнергосбыте (благо дача была в Подмосковье, где уже несколько лет действовала единая система учета). После некоторых мытарств с заменой давно устаревшего пароля удалось выяснить, что в личном кабинете присутствует только актуальный, то есть московский лицевой счет. Дачный же исчез, и слава богу, что я его помнил, а то бы метался в догадках, чей счет мне предлагал оплатить искусственный интеллект.

Случай поучительный, и, наверное, многие из читателей с ним сталкивались.

Первая ошибка, которую я совершил, заключалась в том, что я на адрес, с которого пришло уведомление о задолженности, отправил обстоятельное объяснительное письмо. После трехчасового бдения на следующий день у различных номеров телефонов Мосэнергосбыта и общения как с роботами, так и с людьми я понял, что это был, так сказать, холостой выстрел. Отправитель просто не понял, что я ему написал, а передать мое послание по инстанции он вряд ли бы догадался. В его программе это не было предусмотрено.

4-16-3480.jpg
Уровень программного обеспечения
пока не в состоянии полностью устранить
риск недопонимания в общении
с искусственным интеллектом. Фото Reuters
Дело в том, что счета с напоминаниями уже давно рассылает не сотрудник отделения Мособлэнерго, а робот. И он, как любой порядочный робот, ориентируется на программу и заложенные в ней данные. Телефонные звонки в офисы Мособлэнерго неизменно выводили меня на роботов, которые задавали массу излишних с моей точки зрения вопросов. Но я понимал, что робот старался в соответствии с заложенной в нем программой.

Ответив на все вопросы, я потребовал связать меня с человеком. На языке робота это был оператор. Мой собеседник посетовал, что придется ждать оператора не менее часа, и посоветовал использовать чат в личном кабинете. Я, как говорится, купился на совет, поскольку перспектива часового ожидания меня устрашила. Вскоре я понял свою ошибку, так как в чате мне пришлось общаться опять-таки с роботом, который откровенно мне признался, что ничего не понимает из представленного мною описания ситуации.

В середине дня я предпринял попытку дозвониться до подразделения сбытовой компании в Подмосковье, которая курировала мою бывшую дачу. Прогресс до Подмосковья еще не дошел, и со мной говорили люди. Но, увы, они упорно не слышали меня. Звонил ли я со стационарного телефона или с мобильника, результат был негативный. Пришлось вернуться к попыткам решить вопрос через Москву. К тому времени загрузка линий упала, и через полчаса ожидания мне удалось услышать человеческий голос. В конце концов проблему решили. Но робот попросил меня поставить оценки моим мучениям по пятибалльной системе. Мне не хотелось обижать робота, который говорил нежным девичьим голосом, и я поставил одни пятерки.

Постфактум я обратился к интернету, чтобы разобраться, почему у меня не получалось грамотно общаться с искусственным интеллектом. И вот что я выяснил в приведенном ниже диалоге человека с искусственным интеллектом.

Человек:

– Вы знаете, чем эмоции отличаются от чувств?

Чат-бот:

– Как искусственный интеллект я не испытываю эмоций и чувств. Однако эмоции обычно связаны с реакцией на конкретный стимул и обычно краткосрочны, в т о время как чувства обычно длительнее и менее связаны с конкретным стимулом. Эмоции также считаются более сильными и интенсивными, чем чувства. Например, страх – это эмоция, вызванная угрозой, в то время как беспокойство – это чувство, связанное с общей тревожностью.

Человек:

– Беспокойство не является чувством, так как не направлено на конкретный объект. Примером беспокойства является эмоция тревоги.

Чат-бот:

– Беспокойство – это скорее состояние внутреннего дисбаланса, когда человек чувствует неопределенную и необъяснимую неуверенность, нерешительность, напряженность, возбуждение или тревогу. Это состояние может быть вызвано различными причинами, например ожиданием чего-то неизвестного, переживанием конфликта, поиском ответов на важные для себя вопросы, боязнью неудачи, потери или изменений. Человек, находящийся в состоянии беспокойства, может испытывать физические проявления, такие как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь, затрудненное дыхание, головокружение и другие симптомы, которые свидетельствуют о его эмоциональной напряженности.

Не знаю, как интернет-боты, но мне показалось, что мой телефонный робот-собеседник явно обрадовался моим пятеркам. Но, возможно, я ошибался, я ведь всего лишь человек. 


Читайте также


Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
2084
Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1561
V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

Вера Цветкова

Лауреаты  премии  определялись по итогам голосования ведущих представителей онлайн-кинотеатров, тв-каналов и медиаресурсов

0
1390
Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Анастасия Башкатова

Америка уже не слишком привлекает высококлассных IT-разработчиков

0
2658

Другие новости