0
1242
Газета Интернет-версия

05.06.2012 00:00:00

Долгий путь свердловской "фабрики мысли"


Власти Свердловской области, в начале 90-х годов пытавшиеся создать на базе региона и соседних территорий Уральскую республику, не могли обойтись без собственного мозгового центра. Конституцию республики, написанную к 1993 году – раньше, чем появилась Конституция России, – готовил авторский коллектив, базировавшийся в Институте философии и права Уральского отделения РАН.

Республику не создали, ее автора Эдуарда Росселя сняли с поста главы администрации области, и два года мозговой центр бездействовал, для того чтобы в 1995 году помочь выиграть Росселю первые губернаторские выборы и в полном составе перейти в исполнительную власть. Правительство области, двухпалатное Законодательное собрание с ротируемой каждые два года половиной нижней палаты – вся архитектура региональной власти была создана тем творческим коллективом, а их идеи, названные уже Уставом области, были опубликованы в «Российской газете» как пример для подражания остальным 88 субъектам РФ.

Пока были федеративные отношения, институт продолжал разрабатывать для власти политические законопроекты, а дополнительно созданный Уральский институт регионального законодательства (УИРЗ) – экономические. Особой гордостью губернатора Росселя была стратегия размещения производительных сил в регионе до 2015 года – первый подобный региональный документ, позволявший представить, к какому будущему власть ведет доверенную ей территорию.

И так до середины 2000-х, пока свердловским бюрократам наглядно не объяснили: в их круг полномочий входит лишь разработка местных законов и поддержка федеральных. На этом законотворчество закончилось. Институт философии и права занялся наукой, а УИРЗ практически автоматически одобрял все законопроекты, разрабатываемые правительством. Заксобрание, где появилось провластное большинство, также без особого обсуждения эти проекты принимало, затем обнаруживало в них ошибки, не замеченные многочисленными экспертизами, и принимало уже поправки. Так дошло до отмены в 2010 году системы двухпалатного парламента.

В момент экономического благоприятствования востребованным оказался Институт экономики Уральского отделения РАН, который по заказу правительства региона принимал участие в проработке региональной «Стратегии-2020», а после смены губернатора (с Эдуарда Росселя на Александра Мишарина) – новой программы социально-экономического развития. Несмотря на массированную пиар-кампанию, реально выполнять принятые программы никто не стал, и профильное Министерство экономики стараниями своего главы Михаила Максимова взялось за более привлекательное занятие – не системные программы, а различные проекты, точки роста.

Так мозговой центр Свердловской области оказался в Москве в многочисленных компаниях, предоставляющих свои разработки всем губернаторам, придумывающих различные форумы, смотры и выставки для повышения самооценки местных руководителей. Там просчитывалась экономическая целесообразность строительства в Екатеринбурге самого крупного вне столиц выставочного центра России, создания скоростной железнодорожной магистрали Москва–Екатеринбург, позднее отложенной РЖД на более поздний срок, и проведения всемирной выставки ЭКСПО-2020. Политическим мозговым центром власти стали гастролирующие по России политтехнологи.

Пустоту инициатив заполнила региональная оппозиция, ставшая альтернативой и институту регионального законодательства, и исполнительной власти. Группа депутатов (Георгий Перский, Андрей Альшевских, Евгений Артюх) несколько лет вносила законопроекты, опережая единороссовское большинство: первыми прорабатывали региональное применение посланий президента Федеральному собранию, вносили собственные корректировки в бюджет. Самой скандальной стала ситуация, когда федеральный законодатель позволил регионам обнулить транспортный налог на маломощные авто. Расслабленные прогубернаторские депутаты на эту возможность не отреагировали, а оппозиционеры просчитали проект, обнаружили, что ущерба бюджету он не принесет, и внесли предложение о моментальном обнулении ставки. Опасаясь политического провала, единороссы разработали вариант снижения ставки в течение трех лет и продавили его исключительно собственным численным преимуществом, с большим скандалом внутри фракции.

Эффективность работы оппозиции получила оценку в декабре 2011 года, когда на парламентских выборах «Справедливая Россия», активно рекламировавшая работу своих депутатов в парламенте, набрала в Екатеринбурге больше голосов, чем «Единая Россия».

Новый свердловский губернатор Евгений Куйвашев уже анонсировал скорое появление некой «фабрики мысли» – неофициального круга специалистов, которые должны готовить для региональной власти просчитанные предложения по изменению жизни в регионе.

Екатеринбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1719
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
990
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1220
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1493

Другие новости